Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
на проект федерального закона N 1005776-7 "О внесении изменения в статью 40.1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" в части пересмотра предельных значений финансовых нормативов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1005776-7 "О внесении изменения в статью 40.1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" в части пересмотра предельных значений финансовых нормативов", внесенный Правительством Российской Федерации и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон от 08 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" в части пересмотра предельных значений финансовых нормативов" (далее - законопроект) разработан в целях выполнения пункта 8.5.1 Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" от 11 декабря 2018 года N 4).
В соответствии с пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительству Российской Федерации поставлена задача по увеличению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек, а также улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику; упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
В целях исполнения пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 разработан национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (Протокол от 24 декабря 2018 года N 16).
Согласно статистическим данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации наблюдается тенденция к снижению количества субъектов МСП в России. Так, по состоянию на 10 января 2019 год в Едином реестре субъектов МСП РФ было зарегистрировано 6 041 195 субъектов, на 10 января 2020 год - 5 916 906, что свидетельствует о недостижении плановых целевых показателей (20,5 млн. человек к 2020 году), которые были определены Президентом Российской Федерации.
Кредитные кооперативы в сегменте субъектов МСП и в финансовой системе страны занимают обособленное место, так как они удовлетворяют финансовые потребности ограниченного круга лиц. Создание кредитного кооператива, как правило, вызвано невозможностью членов кредитного кооператива (жители малых городов, сельских и отдаленных регионов, личные подсобные хозяйства, малое предпринимательство, малообеспеченные слои населения и тому подобное) удовлетворить свои потребности в финансовых услугах в иных финансовых институтах, которым в условиях высоких затрат на выполнение операций с малыми размерами сбережений и небольшими, как правило, потребительскими займами работать невыгодно.
При этом количество кредитных кооперативов и число их членов в последние годы постепенно снижается, что делает все более актуальным вопрос анализа кредитной кооперации и ее будущего в российской экономике
В России потребительская кооперация существует в 89 тыс. населенных пунктов, из которых в 54 тыс. проживают менее 100 человек, т.е. преимущественно в небольших городах и селах. Особое место в ее системе занимают кредитные потребительские кооперативы, которые функционируют и в крупных городах, вступая (и небезуспешно) в конкуренцию с "традиционными" коммерческими банками.
Так согласно официальным данным Госреестра кредитных потребительских кооперативов, по состоянию на 26 июня 2020 года, действует 641 сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив (далее - СКПК) и 48 жилищных накопительных кооперативов.
При этом, небольшие СКПК (с численностью членов и ассоциированных членов менее 200), по данным Банка России, составляют менее 20% рынка СКПК, соответственно представляют минимальную угрозу устойчивости финансовых рынков (с точки зрения риск-ориентированного подхода).
Согласно подпунктов 2 и 3 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона от 08 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", СКПК обязан соблюдать финансовые нормативы (совокупного объема принятых или выданных обязательств на балансе), в том числе: соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от одного члена кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом займов от членов кредитного кооператива, должно составлять не более чем 20 процентов (не более чем 30 процентов для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее чем два года со дня его создания); соотношение размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа и (или) займов одному члену кредитного кооператива, и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативом, должно составлять не более чем 25 процентов (не более чем 30 процентов для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее чем два года со дня его создания).
В случае нарушения СКПК финансовых нормативов Банк России вправе применить меры в соответствии с частью 1 статьи 15.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая, что небольшие СКПК (с численностью членов и ассоциированных членов менее 200) наиболее соответствуют принципу общности, когда все участники кооператива знают друг друга по причине территориально близкого проживания или реализации одного или нескольких совместных видов деятельности, и самостоятельно способны контролировать риски привлечения (финансовый норматив ФН2) или размещения денежных средств (финансовый норматив ФН3) среди своих членов, - в отношении таких СКПК может применяться менее жесткий подход к надзору и регулированию.
Законопроектом предлагается для СКПК, количество членов и ассоциированных членов которых не превышает 200 физических лиц и (или) юридических лиц, и СКПК последующего уровня (срок деятельности которых превышает более двух лет со дня их создания) требования по соблюдению финансовых нормативов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона от 08 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" не применять, то есть упростить порядок их регулирования.
С учетом изложенного, Комитет по аграрным вопросам поддерживает проект федерального закона N 1005776-7 "О внесении изменения в статью 40.1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" в части пересмотра предельных значений финансовых нормативов" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.