Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 681872-7 "О внесении изменений в статьи 10 и 16 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, В.В. Белоусовым, О.А. Николаевым, А.В. Куринным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 681872-7 "О внесении изменений в статьи 10 и 16 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и считает возможным отметить следующее.
1 октября 2019 года вступают в силу изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, согласно которым при обращении управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, ресурсоснабжающими организациями, региональными операторами, осуществляющими деятельность по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - организации) в суд в упрощенном порядке или в порядке искового производства с целью взыскания с собственников или пользователей помещений в многоквартирном доме задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги необходимо также указывать в соответствующем заявлении один из идентификаторов собственников или пользователей (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения и т.д.).
Указанные идентификаторы являются персональными данными, которые защищаются законодательством и на сегодняшний день могут быть предоставлены указанным организациям непосредственно самими собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме.
Указанные организации заинтересованы в получении идентификаторов собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, поскольку это не только позволяет наиболее точно определить должника, но и правильно организовать процесс управления многоквартирным домом, предоставления коммунальных услуг, сбора взносов на капитальный ремонт. Однако, к сожалению, в большинстве случаев указанные организации не обладают такими сведениями. При этом в наиболее критическом положении находятся региональные операторы, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Это связано с тем, что граждане не обязаны предоставлять такие сведения. Так, например, договор управления многоквартирным домом считается заключенным, если его подписали более пятидесяти процентов собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации). Соответственно остальные собственники помещений в многоквартирном доме не предоставляют свои персональные данные. Необходимо учитывать также, что договор на предоставление коммунальных услуг не заключается с ресурсоснабжающими организациями в письменной форме (часть 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации). Иных легальных источников получения таких сведений нет.
Таким образом, с 1 октября 2019 года указанные организации в большинстве случаев не смогут использовать механизм взыскания задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в судебном порядке, что негативно отразится на отрасли в целом, так как рост задолженности тормозит процессы модернизации систем коммунальной инфраструктуры, проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах из-за недостаточной наполняемости фондов капитального ремонта, приводит к невозможности надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Законопроект предоставляет право организациям указывать в заявлении о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги при его подаче в суд идентификаторы должника в случае их наличия, что, по мнению Комитета, позволит избежать негативных последствий для отрасли 1 октября 2019 года.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 681872-7 "О внесении изменений в статьи 10 и 16 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.