Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 681872-7 "О внесении изменений в статьи 10 и 16 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 681872-7 "О внесении изменений в статьи 10 и 16 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный на рассмотрение депутатами Государственной Думы Г.П. Хованской, В.В. Белоусовым, О.А. Николаевым, А.В. Куринным (далее - законопроект) предлагается упростить процедуру подачи заявления о выдаче судебного приказа или искового заявления (путем указания идентификаторов гражданина только в том случае, если они известны) в пользу лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов. Кроме того, согласно пояснительной записке, предлагается в исполнительные листы включать идентификаторы гражданина не в обязательном порядке, а в том случае, если они известны.
Следует отметить, что по законопроекту имеются замечания правового характера.
Федеральный закон от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволяет на свой выбор указывать один из идентификаторов гражданина, которые известны лицу, подающему заявление (например, страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).
При этом в положениях законопроекта в данной части сделаны исключения для граждан - физических лиц как для более слабой стороны гражданского процесса.
Согласно статье 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств. Следовательно гражданское судопроизводство направлено на недопущение получения одними участниками процесса необоснованных преимуществ перед другими участниками.
Положения законопроекта, закрепляющие возможность отдельных лиц при обращении в судебные органы с заявлениями о выдаче судебного приказа или искового заявления указывать идентификаторы гражданина только в том случае, если они известны, не отвечают принципу равенства всех перед законом и судом, установленному статьей 19 Конституции Российской Федерации и статьей 7 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", поскольку направлены на получение преимущества отдельных категорий лиц.
Кроме того, необходимо учитывать, что при реализации положений законопроекта из-за недостаточности идентификационных данных могут быть совершены ошибочные исполнительные действия, а также применены меры принудительного исполнения в отношении лиц, не являющихся должниками по исполнительному производству, т.е. к добросовестным лицам, что может привести к ущемлению их законных прав и интересов.
Также следует отметить, что Федеральным законом от 17 октября 2019 года N 343-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на 180 дней перенесен срок вступления в силу положений Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающихся обязательного указания в исковом заявлении, судебном приказе и исполнительном документе одного из идентификаторов ответчика или должника.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 681872-7 "О внесении изменений в статьи 10 и 16 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и считает необходимым его отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.