Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 875655-7 "О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
(утв. решением Комитета от 12 февраля 2020 г. N 179/3)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 875655-7 "О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), направленные на повышение роли страховых медицинских организаций в защите прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования.
В частности, законопроектом предусматривается, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) информирует Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) о заключении им со страховой медицинской организацией договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, прекращении или досрочном расторжении указанного договора, а также согласовывает с Федеральным фондом его досрочное расторжение, а Федеральный фонд информирует орган страхового надзора о заключении, прекращении или досрочном расторжении договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями (изменения в статьи 7, 33 и 34 Федерального закона).
В свою очередь, Федеральный фонд в силу изменения, вносимого в статью 33 Федерального закона, должен будет осуществлять мониторинг деятельности страховых медицинских организаций и размещать результаты указанного мониторинга на своем официальном сайте в сети "Интернет", что будет способствовать информированию застрахованных лиц о деятельности страховых медицинских организаций.
В статье 38 Федерального закона предлагается расширить содержание договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования указанием на то, что условием такого договора должно стать достижение целевых показателей оценки деятельности страховых медицинских организаций, которые будут устанавливаться Министерством здравоохранения Российской Федерации, при этом территориальный фонд будет обязан ежеквартально осуществлять оценку достижения страховой медицинской организацией указанных целевых показателей.
Также законопроектом в рамках договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключаемому между медицинской организацией и страховой медицинской организацией, предлагается установить обязанность медицинской организации предоставлять сведения об организации оказания медицинской помощи, а страховую медицинскую организацию предполагается наделить правом при оплате медицинской помощи уменьшать платежи медицинской организации за нарушение договорных обязательств, не связанных с нецелевым использованием медицинской организацией денежных средств (изменения в статью 39 Федерального закона).
Статьей 1 законопроекта предлагается дополнить статью 32 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" положением о том, что лицензия на осуществление страховой деятельности должна содержать сведения о наименованиях субъектов Российской Федерации, на территориях которых страховая медицинская организация вправе осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. В этой связи Комитет обращает внимание на то, что в Законе Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" термин "страховая медицинская организация" не используется, в связи с чем в этой части законопроект нуждается в редакционном уточнении.
Комитет отмечает, что вопрос об усилении роли страховых медицинских организаций в защите интересов пациентов и, как следствие, в повышении эффективности системы обязательного медицинского страхования, находится в сфере пристального внимания как органов государственной власти, так и граждан. В настоящее время в сфере обязательного медицинского страхования страховые медицинские организации выдают полисы обязательного медицинского страхования, осуществляют информационное сопровождение (в том числе через институт страховых посредников) на всех этапах оказания медицинской помощи и экспертную оценку качества оказанной медицинской помощи, оказывают юридическую помощь застрахованным лицам.
Комитет считает, что предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать повышению контроля со стороны Федерального фонда и территориальных фондов за реализацией страховыми организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, обязанности по защите прав пациентов, в том числе при необоснованных отказах в оказании бесплатной медицинской помощи.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает концепцию проекта федерального закона N 875655-7 "О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.