Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 1231732-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (об установлении законодательных оснований недействительности основных документов, удостоверяющих личность) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1231732-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - законопроект) был разработан в целях установления законодательных оснований недействительности основных документов, удостоверяющих личность.
Законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 13 августа 2021 г., 13 сентября 2021 г. Совет Государственной Думы назначил Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками ответственным в работе над законопроектом.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) статьей 8.1, предусматривающей перечень оснований недействительности основных документов, удостоверяющих личность: утрата паспорта, изменение персональных данных владельца, истечение срока его действия, смерть владельца, невозврат без уважительной причины паспорта после окончания служебной командировки, прекращение гражданства Российской Федерации владельца, отмена решения о приобретении владельцем гражданства Российской Федерации, установление факта отсутствия у владельца гражданства Российской Федерации, оформление паспорта по поддельным либо недействительным документам либо на поддельном бланке, внесение в паспорт недостоверных сведений, непригодность паспорта для дальнейшего использования, неполучение паспорта его владельцем в течение трех лет со дня оформления, неполучение по истечении года после оформления дипломатического или служебного паспорта организацией, направляющей гражданина в служебную командировку.
Частью второй данной статьи предусматривается ведение общефедерального учета (банка данных) не только выданных, но и недействительных паспортов. Необходимость этого обусловлена как недопущением использования гражданином недействительного паспорта, так и постоянной передачей информации о недействительных паспортах в Национальное центральное бюро Интерпола МВД России для информирования представителей иностранных государств достоверными сведениями по украденным и утерянным проездным документам.
Кроме того указанный Федеральный закон дополняется статьей 8.2, в которой определяются правовые основания проведения проверки с целью установления факта оформления паспорта, дипломатического паспорта, служебного паспорта по поддельным (подложным) либо недействительным документам или недостоверным сведениям либо на поддельном бланке, а также оговариваются порядок и сроки направления владельцу паспорта уведомления о его недействительности.
Законопроект предусматривает введение нормы в статью 10 Федерального закона N 114-ФЗ, сокращающей с трех до одного месяца срок оформления паспорта при подаче заявления по месту пребывания в субъекте Российской Федерации, в котором российский гражданин зарегистрирован по месту жительства.
Следует отметить, что законопроектом предлагается внести изменения и в статью 18 Федерального закона N 114-ФЗ, согласно которым в случае принятия решения о временном ограничении права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, его паспорт передается на хранение до истечения срока временного ограничения либо истечения срока его действия в орган или организацию, с которыми им заключен трудовой договор (контракт) и принявшими на себя ответственность за ограничение права этого гражданина на выезд из Российской Федерации. При расторжении (прекращении) трудового договора (контракта) либо истечении их срока действия, паспорт направляется в выдавший его государственный орган и хранится там до окончания срока действия паспорта или ограничения на выезд гражданина из Российской Федерации.
Принятие федерального закона устранит правовую неопределенность ввиду отсутствия на законодательном уровне оснований недействительности паспорта, что снимет коррупционные риски и исключит возможность злоупотребления со стороны должностных лиц; позволит повысить доступность государственной услуги для заявителей при обеспечении приема заявлений о выдаче паспорта по экстерриториальному принципу; предоставит возможность усовершенствовать информирование гражданина Российской Федерации об ограничении его права на выезд из Российской Федерации органами государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, принявшими на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации, что снизит негативные последствия для российского гражданина при прохождении им паспортного контроля для выезда за границу.
Положения законопроекта соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным и конституционным законам, международным договорам Российской Федерации, в том числе положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, реализация мер, предусмотренных проектом федерального закона, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Исходя из финансово-экономического обоснования к законопроекту, дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета не требуется. Кроме того не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства. Вместе с тем принятие законопроекта потребует внесения изменений в два постановления Правительства Российской Федерации, Административный регламент МВД России, а также издания двух новых постановлений Правительства Российской Федерации, приказа МВД России, двух приказов МИД России, приказа Минобороны России, приказа СВР России, приказа ФСО России и приказа Следственного комитета Российской Федерации.
Замечаний и предложений от законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не имеется. В пределах своих полномочий Верховный Суд Российской Федерации предложений и замечаний к законопроекту также не имеет.
Комитеты Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, по обороне и безопасности, а также по международным делам поддерживают проект федерального закона.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы принципиальных замечаний к законопроекту не имеет.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 1231732-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.