Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 785133-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы 25 сентября 2019 года (протокол N 217, пункт 26) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 785133-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - автор), и отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям от 20 июля 2017 года (N Пр-1710 от 28 августа 2017 года, подпункт "б" пункта 1).
Законопроектом предусматривается внесение изменения в Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка отнесения граждан к коренным малочисленным народам Российской Федерации (далее - малочисленные народы).
Законопроектом предлагается ввести механизм учёта лиц, относящихся к малочисленным народам, на основе добровольного инициативного подтверждения принадлежности к малочисленному народу. При этом учет граждан, относящихся к малочисленным народам, будет осуществляться на основании их заявлений, а также сведений, представляемых лицами, относящимися к малочисленным народам, общинами малочисленным народам, федеральными органами власти и органами местного управления. Также в связи с ведением механизма учёта лиц, относящихся к малочисленным народам, взимание платы с представителей малочисленных народов не предусматривается.
Законопроектом устанавливается, что Порядок ведения списка, представления содержащихся в нём сведений органам государственной власти, органам местного самоуправления и государственным внебюджетным фондам будет определять Правительство Российской Федерации. Кроме того устанавливается переходный период, необходимый для наполнения данных учета, в том числе на основании сведений, представляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Комитет отмечает, что предлагаемый законопроектом механизм организации учёта представителей малочисленных народов создает условия для единообразного и адресного применения льгот, что позволит обеспечить реализацию ими социальных и экономических прав, а также создать условия для единообразного и адресного применения льгот и минимизации злоупотреблений в этой области, при этом не изменяя объем прав малочисленных народов и правовые основания их возникновения.
Также, устанавливаемая законопроектом система учета позволит исключить необходимость многократного представления в различные органы лицами из числа коренных малочисленных народов документов, свидетельствующих об их принадлежности к коренным народам, и обеспечить беспрепятственную реализацию предоставленных им социальных и экономических прав.
Вместе с тем, не оспаривая чрезвычайную актуальность законопроекта и необходимость его принятия, некоторые положения законопроекта требуют существенной доработки.
Комитет обращает внимание, что пункт 8) части 3 статьи 7.1 законопроекта требует уточнения.
В целях формирования уполномоченным органом списка лиц, относящихся к малочисленным народам, конкретизируется перечень запрашиваемых сведений, позволяющих идентифицировать коренных малочисленных как лиц, принадлежащих к данным народам.
В силу положений данной статьи, к таким сведениям относятся сведения о ведении традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности (с указанием видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона), в том числе о работе в организациях, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов и создаваемых в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
При этом необходимым условием для обеспечения реализации указанной статьи законопроекта является их постоянное проживание в местах традиционного расселения коренных народов. Однако, такой перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 N 631-р и учитывает места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности только коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Также, указанные положения законопроекта требуют ясности по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 7.1, подтверждение национальной принадлежности малочисленных народов основывается на перечне документов, необходимых при подаче в уполномоченный орган заявления, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 - 10 части 3 указанной статьи.
Между тем, основания для отказа в учете заявителя в качестве лица, относящегося к малочисленному народу, в случае предоставления сведений не в полном объеме, либо без соблюдения правил оформления документов или предоставления недостоверных сведений. Также предусматривается, что такой отказ не является препятствием для повторного представления им документов при условии устранения оснований, вызвавших отказ, как это определено в части 7 статьи 7.1 законопроекта.
Комитет отмечает, что статьей 26 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Субъектами такой принадлежности является, в том числе и малочисленные народы.
Устанавливаемое законопроектом количество необходимой информации о проверяемом для предъявления в уполномоченный орган, на практике может повлечь необоснованные отказы в связи с трудностью подачи малочисленными народами документов, подтверждающих их принадлежность к коренному малочисленному народу. Кроме того, нельзя исключать возможные нарушения уполномоченного органа при истребовании документов, которые могут явиться основанием для такого отказа.
В этой связи полагаем необходимым отметить, что требования части 4 статьи 7.1 о перечне документов, истребуемых в целях подтверждения национальной принадлежности к малочисленным народам, представляются весьма избыточными.
Также, нуждается в дополнении подпункт 8 части 3 статьи 7.1, устанавливающий критерии подлежащих учету сведений для определения правового статуса лиц, относящихся к малочисленным народам, исходя только из базовых критериев квалификации принадлежности лиц к коренным малочисленным народам (ведение ими традиционных образа жизни и хозяйственной деятельности).
В связи с изложенным Комитет считает возможным поддержать проект федерального закона N 785133-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам" и рекомендует принять его в первом чтении с учетом вышеуказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.