Позиция Минтруда России по Заключению Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
на проект федерального закона N 768540-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Протокол о внесении изменений в Договор представляет собой сбалансированный документ, призванный усовершенствовать действующую договорно-правовую базу для российско-болгарского сотрудничества в области пенсионного обеспечения.
Целью подготовки изменений в российско-болгарский договор о социальном обеспечении явилось решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации и Республики' Болгарии, с учетом произошедших с момента вступления в силу 20 марта 2010 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года изменений в пенсионном законодательстве обоих государств.
Протокол предусматривает внесение изменений в те статьи Договора, которые касаются, в частности уточнения порядка определения права на пенсию и исчисления размера пенсии.
В Российской Федерации при определении права на пенсию в случае суммирования страхового стажа величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа, приобретенного на ее территории, а также на территории бывшей РСФСР.
Когда согласно законодательству Российской Федерации право на пенсию в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не возникает, применяется величина индивидуального пенсионного коэффициента равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территории Республики Болгарии, а также на территории третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении.
Отсутствие данного положения в действующем Договоре не позволяло назначать страховую пенсию по старости гражданам обоих государств.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, будут устанавливаться пропорционально как отношение между фактической продолжительностью страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР, и требуемой продолжительностью страхового стажа для определения права на страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Об использовании термина "пособия для детей с детьми",
2. Об использовании термина "обеспечение по страхованию".
Стороны изначально при подготовке и обсуждении изменений в Договор договорились, что поскольку спорных вопросов, связанных с реализацией положений Договора, касающихся обязательного социального страхования в части пособий семьям, имеющим детей, и обязательного социального страхования в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональным заболеванием, у Сторон не имеется, изменения будут в Договоре касаться только пенсионного обеспечения. И в переговорном процессе от обеих Сторон принимали участие специалисты в области пенсионного обеспечения.
Содержащаяся с 2009 года в Договоре терминология никоим образом не влияет и не изменяет правоприменения этих двух вопросов ни в России, ни в Болгарии. Назначение и выплата пособий по материнству и пособий для семей с детьми, а также выплат вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания самому застрахованному лицу и в случае его смерти членам его семьи, осуществляется Сторонами в соответствии с национальным законодательством.
Применяемая общепризнанная в международных договорах о социальном обеспечении терминология не подменяет используемые в национальных законодательствах понятия.
Так, понятие "члены семьи", "нетрудоспособные члены семьи", "лица, имеющие право" на страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, содержится в отраслевых законодательствах. Пенсионное законодательство перечисляет круг лиц, отнесенных к тем, кто относится к нетрудоспособным членам семьи, законодательство в области обязательного социального страхования к "лицам, имеющим право" относит как застрахованных лиц, так и членов семьи в случае смерти застрахованного лица. Это в первую очередь дети умершего, супруг (супруга), родители, состоявшие на иждивении умершего.
На практике при реализации Договора вопросов в определении круга лиц, имеющих право на соответствующие выплаты и пособия, не возникает. Каждая Сторона руководствуется своим законодательством.
3. Об учете при определении права на пенсию членов семьи, рожденных и (или) воспитанных на территории Российской Федерации".
Согласно законодательству Российской Федерации женщинам, родившим трех, четырех или пять детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, а также женщинам, родившим двух и более детей, имеющим страховой стаж не менее 20 лет и проработавшим не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях, предоставлено право на страховую пенсию по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (65 и 60 лет соответственно мужчины и женщины с учетом переходных положений).
С 1 января 2019 года право на досрочное пенсионное обеспечение также предоставлено женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет, и женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 51 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
При определении права на пенсию учитываются периоды страхования, приобретенные на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено российским законодательством.
Периоды ухода за детьми засчитываются в страховой стаж, если местом рождения ребенка является Российская Федерация или РСФСР.
В этой связи при назначении досрочных пенсий по старости женщинам, имеющим трех и более детей и воспитавших их до 8-летнего возраста, в рамках международного Договора с Болгарией предлагается учитывать только те значимые юридические факты, которые приобретены на территории Российской Федерации и РСФСР, то есть факт рождения или воспитания до 8-летнего возраста должен иметь место на ее территории.
Например,
1) рождение и воспитание троих и более детей до 8-летнего возраста было на территории Российской Федерации или РСФСР - право на досрочную страховую пенсию по старости подтверждается свидетельством о рождении ребенка на территории Российской Федерации или РСФСР;
2) рождение троих и более детей было на территории Российской Федерации или РСФСР, а воспитание до 8-летнего возраста - на территории Болгарии - право на досрочную страховую пенсию по старости подтверждается свидетельством о рождении ребенка на территории Российской Федерации или РСФСР;
3) рождение троих и более детей более детей было на территории Болгарии, а воспитание до 8-летнего возраста - на территории Российской Федерации или РСФСР - право на досрочную страховую пенсию по старости подтверждается любыми документами о проживании ребенка на период его воспитания до 8-летнего возраста на территории Российской Федерации или РСФСР;
4) рождение и воспитание троих и более детей до 8-летнего возраста было на территории Болгарии - право на досрочную страховую пенсию по старости отсутствует.
Усыновленные дети приравниваются к родным детям, поэтому подход аналогичен - право на пенсию по старости подтверждается свидетельством о рождении ребенка на территории Российской Федерации или РСФСР, или документами о проживании ребенка на период воспитания до 8-летнего возраста на территории Российской Федерации или РСФСР.
4. Об использовании терминов "пенсии (пособия)", "пенсии", "пенсии и пособия" при удержании излишне выплаченных сумм пособий.
В правоприменительной практике возможны случаи возникновения излишне выплаченных сумм именно пенсий, а не пособий, учитывая специфику определения права на пособия для семей с детьми, выплаты, связанные с несчастным случаем на производстве, например, в виду несвоевременного информирования гражданами о фактах окончания учебы в высшем учебном заведении ранее установленного срока при получении пенсии по случаю потери кормильца; выявление органами Пенсионного фонда Российской Федерации неправомерно назначенной страховой пенсии в виду представления недостоверных документов о стаже и заработке гражданина.
При обнаружении подобных фактов выплата пенсии прекращается и взыскать излишне выплаченные суммы пенсии с гражданина не представляется возможным. Тогда компетентный орган одной Стороны вправе обратиться к другой Стороне, которая за свой стаж продолжает выплачивать назначенную по своему законодательству пенсию, с просьбой взыскать эти суммы в порядке, установленном законодательством этой Стороны.
Учитывая специфику назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию, а также социального пособия на погребение в Российской Федерации, удержание возможно только из сумм выплачиваемой пенсии. Поэтому в пункте 2 статьи 20.1 говорится об удержании излишне выплаченных сумм только из пенсии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.