• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Право между экологией и ойкуменой: доводы в пользу публичной нормативности (Б. Мелкевик, журнал "Труды Института государства и права РАН", N 6, ноябрь-декабрь 2018 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Мелкевик Б. Право между экологией и ойкуменой: доводы в пользу публичной нормативности


Б. Мелкевик - доктор права, титулярный профессор факультета права, Университет Лаваля (Канада).


В рамках философских дискуссий о состоянии окружающей среды и наступлении глобального экологического кризиса обозначилось противостояние двух картин мира, двух мировоззренческих установок. Первую можно условно связать с концептом экологии, вторую - с концептом ойкумены. Под экологией в данном случае имеется в виду не наука о закономерностях взаимодействия организмов с окружающей средой, а идеологема, на базе которой возникают многочисленные движения в защиту дикой природы и биосферы в целом. Поскольку генеральной целью таких общественных движений является установление "разумного равновесия" между человеком и природой, их деятельность приобретает политическое и правовое измерения, что, в частности, выражается в призывах признать природу и отдельные ее компоненты (животных, реки, озера, леса и т.п.) субъектами права. Однако экологический взгляд на отношения человека с природой страдает ярко выраженным монологизмом: любые решения проблем окружающей среды формируются как безусловные императивы, адресованные локальным сообществам либо всему человечеству, но при этом не предполагается никакой делиберативной процедуры, которая обеспечила бы содержательное обсуждение этих решений. И дело не в том, базируются ли такие решения на научных данных (им, в принципе, по желанию заинтересованных лиц может придаваться любая интерпретация), а в том, что соответствующие решения предопределяются поведением субъектов, которые не принимают никакого участия в их выработке.

Концепт ойкумены, напротив, исходит из того, что люди ответственны за свое место обитания и разумны настолько, что могут самостоятельно вырабатывать справедливые моральные и правовые нормы, регулирующие защиту окружающей среды. Это не означает отказа от осуществления продуманной государственной политики, скорее, речь идет о внедрении элементов самоуправления или самоорганизации, диалога между специалистами-экспертами и всеми заинтересованными лицами. Таким образом, концепт ойкумены предполагает активное вовлечение граждан в формирование норм экологического права, которое призвано обеспечить обустройство ойкумены на принципах справедливости, добра и красоты.


Ключевые слова: природа, окружающая среда, экология, этика, коммуникативное сообщество, правовые нормы, жизненный мир, ойкумена, Ю. Хабермас


Melkevik B. The Law Between Ecology and Oecumene: For a Public Normativity.


B. Melkevik - Doctor of Legal Sciences, Titular Professor, Law Faculty, Universite Laval, Canada


In the framework of philosophical discussions on the state of the environment and the onset of the global ecological crisis there appeared a confrontation between two pictures of the world, two ideological installations. The first can be conditionally associated with the concept of ecology, the second - with the concept of oecumene. By ecology we mean in this particular case not a science on patterns of interaction of organisms with the environment, but ideology on the basis of which there are numerous movements in defense of the wildlife and biosphere in general. Since the overall objective of such public movements is to establish "a reasonable balance" between man and nature, their activity acquires political and legal dimensions, what is expressed, in particular, in appeals to recognize nature and its selected components (animals, rivers, lakes, forests, etc.) as subjects of law. However, ecological approach to the interrelationships between man and nature suffers the pronounced "monologic consciousness": any solutions of environmental problems are formed up as an absolute imperative, which local community addresses to all humanity, but no deliberative procedure that would ensure a meaningful discussion of these solutions are expected. And itis not about whether such solutions are based on scientific data (in principle, at the request of interested persons they can be given any interpretation), but the fact that corresponding decisions are predetermined by the behavior of the subjects which take no part in making them.

On the contrary, oecumene concept comes from the fact that people are responsible for their habitat and so reasonable that they can produce fair moral and legal norms on environmental protection. It does not mean a refusal to implement a sound state policy, rather, it is about introduction of elements of self-government or self-organization, a dialogue between specialists-experts and all interested persons. Thus, oecumene concept implies the active involvement of citizens in environmental law formation, which is intended to ensure the arrangement of oecumene on the principles of justice, good and beauty.


Keywords: nature, environment, ecology, ethics, communicative community, legal norms, life world, oecumene, J. Habermas


Право между экологией и ойкуменой: доводы в пользу публичной нормативности


Автор


Б. Мелкевик - доктор права, титулярный профессор факультета права, Университет Лаваля (Канада).


Журнал "Труды Института государства и права РАН", 2018, N 6