Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Нечкин А.В. Компетенция глав государств в странах СНГ и их место в системе разделения властей
Nechkin A. The Competence of the Heads of the CIS Countries and Their Place in the System of Separation of Powers
А.В. Нечкин - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург)
A. Nechkin - candidate of juridical sciences, senior lecturer of the Department of constitutional law, Ural State Law University (Yekaterinburg)
После распада СССР большинство бывших его республик присоединились к Содружеству Независимых Государств (СНГ). Обретение республиками независимости было сопряжено с заимствованием идей и принципов из опыта конституционного развития западных государств. В первую очередь это касалось принципа разделения властей и необходимости учреждения должности единоличного главы государства (президента). Во всех странах СНГ должность президента была учреждена, однако лишь в некоторых конституциях стран СНГ его место в системе разделения властей было строго определено путем закрепления за ним роли главы исполнительной власти.
Целью статьи является детальный анализ компетенции президентов всех стран СНГ с последующим установлением их реального места в системе разделения властей. Для исследования используется сравнительно-правовой метод.
Автор приходит к выводу о том, что в странах СНГ полномочия, составляющие компетенцию президентов, определяются представительской функцией главы государства, а также либо исключительно арбитражно-гарантийно-координационной функцией главы государства, либо функцией органа исполнительной власти. Кроме того, компетенция президентов ряда стран СНГ не находится в строгом соответствии ни с конституционно закрепленной за ними функцией главы государства, ни с функцией органа исполнительной власти, выходя за их пределы.
After the collapse of the USSR, most of its former republics joined the regional international organization - the Commonwealth of Independent States (CIS). The republics gained independence by borrowing ideas and principles from the experience of the constitutional development of the Western states. This primarily concerned the principle of separation of powers and the need to establish the post of the sole head of state (president). In all CIS countries the post of the president was established, but only some of their constitutions did strictly determine its place in the system of separation of powers by consolidating the role of the head of the executive power.
The purpose of this article is a detailed comparative analysis of the competence of presidents of all CIS countries with the subsequent establishment of their real place in the system of separation of powers.
The author comes to the conclusion that in the CIS countries the powers constituting the competence of presidents are determined by the representation function of the head of state, as well as exclusively by the arbitration-guarantee-coordinating function of the head of state or by the function of the executive body. Also the competence of the presidents of some CIS countries does not fully correspond either to the constitutionally assigned function of the head of state or to the function of the executive body, going beyond their limits.
Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, страны СНГ, президент, глава государства, разделение властей, компетенция
Keywords: Commonwealth of Independent States, CIS countries, president, head of state, separation of powers, competence
Научно-практический журнал "Российское право: образование, практика, наука"
Профессиональное юридическое издание, издается с 2004 года.
В материалах журнала обсуждаются актуальные проблемы правовой системы России и международного права, освещаются события из мира права, публикуются интервью с известными учеными и практикующими юристами, руководителями органов власти, общественными деятелями. На страницах журнала вы найдете научные статьи и аналитические материалы, комментарии экспертов и многое другое. Традиционно большое внимание журнал уделяет вопросам судоустройства и судопроизводства, защиты прав человека, адвокатуры и нотариата, юридического образования.
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ПИ N ФС 77-55438 от 17 сентября 2013 г.
Выходит шесть раз в год
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет" (620137, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21)