В аварийно-диспетчерскую службу обратился гражданин на предмет выявления качества теплоснабжения, для того чтобы подать на перерасчет в организацию по теплоснабжению. Был составлен акт состояния теплоснабжения, оказалось, что на всех батареях температура намного ниже нормы.
В какой период времени нужно делать акты обследования для того, чтобы был сделан перерасчет, или если квартиросъемщик при отрицательном ответе захочет подать в суд? Кто может быть виноват, если систему отопления сменили некачественно?
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила).
Так, отопление жилого помещения означает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 С (в угловых комнатах - +20 С), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки - 31 С и ниже - +20 (+22) С. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 С, допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 С. При этом снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается*(1).
При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой (п.п. 104, 105, 106 Правил).
Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Время проведения проверки в таких случаях назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время (п. 108 Правил).
По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем, исполнителем, их представителями (п. 109 Правил, п. 15 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность). В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В некоторых случаях потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя.
Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги (п. 110 Правил). Если же экспертиза не проводилась, но между потребителем и исполнителем существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к Правилам параметров качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей.
В силу п. 111 Правил датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является, в том числе дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если такой факт будет подтвержден. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным в случаях, прямо перечисленных п. 112 Правил.
Таким образом, из буквального прочтения приведенных выше правовых норм следует, что для фиксации предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества не требуется безусловного составления нескольких актов, подтверждающих данный факт в течение определенного периода времени (например, три акта за месяц), достаточно составления одного акта, что подтверждается судебной практикой*(2). Несоблюдение же потребителем порядка по составлению актов о предоставлении некачественной коммунальной услуги влечет за собой их недопустимость в качестве доказательств в ходе судебного разбирательства.
Также отметим, что при рассмотрении подобной категории дел суды учитывают дополнительно характеристики самого жилого помещения, его техническое состояние, качество обслуживания внутридомовых инженерных сетей и иные факторы, влияющие на качество поставляемых коммунальных услуг*(3).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел проверку качества
23 ноября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите таблицу "Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в обслуживаемой зоне помещений жилых зданий и общежитий" ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях".
*(2) Смотрите, например: апелляционное определение Сегежского городского суда Республики Карелия от 9 июня 2014 г. по делу N 11-178/2014, решение Слободского районного суда Кировской области от 14 марта 2018 г. по делу N 2-2/113/2018, апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 21 декабря 2017 г. по делу N 33-3833/2017, решение Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 апреля 2015 г. по делу N 2-190/2015, решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 23 апреля 2018 г. по делу N 2-814/2018, решение Славгородского городского суда Алтайского края от 01 июня 2018 г. по делу N 2-225/2018, решение Юрьевецкого районного суда Ивановской области от 16 июня 2016 г. по делу N 2-368/2016.
*(3) Смотрите, например, решение Юрьянского районного суда Кировской области от 5 июня 2014 г. по делу N 2-257/2014, решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 23 мая 2018 г. по делу N 2-198/2018.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.