• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Открытие ящика Пандоры, или Как право на самоопределение разжигает обманчивые страсти (некоторые международно-правовые аспекты независимости Косова) (Б. Гарцль, журнал "Труды Института государства и права РАН", N 5, сентябрь-октябрь 2018 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Гарцль Б. Открытие ящика Пандоры, или Как право на самоопределение разжигает обманчивые страсти (некоторые международно-правовые аспекты независимости Косова)


Б. Гарцль - ассистент профессора Центра российских, восточно-европейских и евразийских исследований Юридического факультета Университета города Грац имени Карла и Франца (Австрия)


Аннотация. Провозглашение независимости Косова в 2008 г. и ее международное признание большинством западных стран неоднозначно оценивается с позиций современного международного права и продолжает оставаться дискуссионной политической проблемой. При этом ряд государств (а также политиков и юристов) рассматривают ситуацию Косова как уникальную (suigeneris) в силу целого ряда конкретно-исторических обстоятельств и подчеркивают, что данный случай не создает прецедента для решения этнополитических проблем, существующих в других странах. Однако случай Косова во многих аспектах аналогичен ситуации, сложившейся в Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. Другие отмечают, что признание независимости Косова имеет прецедентный характер и в связи с этим выражают опасения, что оно может способствовать сецессии или сепаратизму в других регионах мира. При этом сторонники обеих этих позиций преувеличивают значение фактических обстоятельств и уклоняются от нормативного анализа. Единственная разница между ними заключается в том, что одна сторона выступает за независимость Косово, а другая - против. И именно это явилось причиной политизации данной проблемы в ущерб ее собственно юридическому обсуждению.

Признание независимости Косова не может рассматриваться как формирование нового обычного международного права на одностороннюю "исправительную сецессию" (remedial secession), т.е. права на отделение в исключительных случаях, связанных с серьезными нарушениями прав человека со стороны государства. Для этого отсутствуют как объективные (наличие соответствующей международной практики, отличающейся продолжительностью, единообразием и распространенностью), так и субъективные (наличие opinio juris sive necessitatis - твердого убеждения государств, что данная практика имеет нормативный, общеобязательный характер) условия.

Однако признание независимости Косова побуждает и будет побуждать лидеров других сепаратистских движений к реализации своих политических целей. Очевидно, что проблемы урегулирования этнических конфликтов, перед которыми стоит международное сообщество, стали намного масштабнее и интенсивнее именно после, а не до принятия решения по Косову.

Кроме того, признание независимости Косова и доводы, положенные в основу данного решения, демонстрируют политизацию международного права и отказ от его нормативной обязательности.


Ключевые слова: Косово, международное право, право народов на самоопределение, территориальная целостность, ООН, Международный Суд ООН, исправительная сецессия, международное обычное право, sui generis


Harzl B. Opening up of a Pandora's Box or How the Right to Self-determination Inflames Deceptive Passions (Some International Legal Aspects of Kosovo's Independence)


B. Harzl - Assistant Professor, Russian East European & Eurasian Studies Centre, Law Faculty, University of Graz (Austria)


Abstract. The declaration of Kosovo's independence in 2008 and its international recognition by a majority of Western countries is viewed ambiguously from the perspective of the contemporary international law and continues to be a debatable political challenge. Furthermore, several states (as well as politicians and lawyers) treat the situation with Kosovo as sui generis by virtue of a set of contextual and historical circumstances and emphasize that the given case does not cause a precedent to address ethnical and political problems existing in other countries. However, the case of Kosovo in many aspects is similar to the situation in Abkhazia, South Ossetia and Nagorno-Karabakh. Others underscore that the recognition of Kosovo's independence is of precedent-setting nature and in this regard they express concerns that it might contribute to secession and separatism in other regions across the globe. It is understood that the advocates of both standpoints exaggerated the significance of actual circumstances and evaded a regulatory analysis. The only difference between them consisted in the fact that one of the parties pushed for Kosovo's independence and the other - against its independence. In addition, this very fact led to politicization of this problem to the detriment of its judicial discussion.

The recognition of Kosovo's independence may not be regarded as the establishment of a new customary international right to a unilateral "remedial secession", i.e. the right to secession in exclusive cases related to grave human rights violations on the part of the state.

There are neither objective (existence of the respective international practice featuring for duration, consistency and prevalence) nor subjective (existence of opinio juris sive necessitatis - firm conviction of the states that the given practice is of regulatory and generally binding nature) conditions.

However, the recognition of Kosovo's independence encourages and will encourage leaders of other separatist movements to implement their political aims. It is obvious that the problems of regulating the ethnic conflicts facing the international community have become much wider and intensive particularly after and not prior to decision on Kosovo's status.

Besides, the recognition of Kosovo's independence and the arguments underpinning this decision demonstrate the politicization of international law and withdrawal from its regulatory binding nature.


Keywords: Kosovo, international law, right to self-determination of peoples, territorial integrity, UN, International Court of Justice, remedial secession, customary international law, sui generis

Открытие ящика Пандоры, или Как право на самоопределение разжигает обманчивые страсти (некоторые международно-правовые аспекты независимости Косова)


Автор


Б. Гарцль - ассистент профессора Центра российских, восточно-европейских и евразийских исследований Юридического факультета Университета города Грац имени Карла и Франца (Австрия)


Журнал "Труды Института государства и права РАН", 2018, N 5