Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Шарнина Л.A. Административное усмотрение в сфере экономики: основания и пределы
Л.А. Шарнина - кандидат юридических наук, советник Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Аннотация. Правовое воздействие на экономику осуществляется как посредством нормативного правового регулирования, так и в процессе применения права. Все правовые средства воздействия на экономику в той или иной мере основаны на использовании органами власти, должностными лицами и иными субъектами, наделенными публично-властными полномочиями, усмотрения, предполагающего выбор варианта решения или действия, что таит в себе опасность злоупотребления предоставленными полномочиями. Особенно высока вероятность злоупотреблений при реализации административного усмотрения. В связи с этим важно установить виды экономических отношений, применительно к которым административное усмотрение является необходимым, а также ограничения, обеспечивающие эффективное и законное использование административного усмотрения в качестве инструмента экономического развития страны. Предметом исследования являются дискреционные нормы и полномочия, действующие в экономической сфере. Цель исследования - установление нормативных и фактических оснований для использования административного усмотрения в экономической сфере, его пределов и механизма действия.
Нормативным основанием административного усмотрения является правовая неопределенность в отношении условий, содержания или последствий реализации властного полномочия, при которой выбор варианта решения в полной мере не определен правовыми нормами. Установлены типы отношений, в которых невозможно исключить правовую неопределенность, восполняемую путем наделения правоприменительных органов дискреционными полномочиями.
Административное усмотрение имеет нормативные и объективные пределы. Действие нормативных пределов усмотрения продемонстрировано на примере состава административного правонарушения: согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Объективные пределы административного усмотрения представлены в виде экономических законов, действующих во все периоды человеческой истории, и динамических экономических закономерностей, проявляющихся на определенном этапе развития экономических отношений.
Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование экономических отношений, правовая неопределенность, решение в условиях неопределенности, пробел в праве, административное усмотрение, дискреционные полномочия, пределы усмотрения
Sharnina L.A. Administrative Discretion in the Economic Sphere: Grounds and Limits
L.A. Sharnina - Candidate of Legal Sciences, Advisor of the Executive Office, Federal Council of the Federal Assembly of the Russian Federation
Abstract. The legal impact on the economy is leveraged both through legal measures and in the process of applying the law. All legal instruments for leveraging the economy are based, to varying extents, upon application by public authorities, officials or other entities, vested with public authority and powers, of the discretion suggesting a choice of an alternative solution or action, the fact that presents a risk of abuse of the powers conferred. The probability of abuses in implementing the administrative discretion is particularly high. In this context, it is essential to determine types of economic relationships, where the administrative discretion is deemed necessary, as well as the constraints ensuring effective and legal use of the administrative discretion as a driver for national economic development. The research focused on discretional standards and powers (mandates) applicable in the economic sector. The aim of the research was to determine regulatory and factual grounds for use of the administrative discretion in economy, its limits and a mechanism of action.
The regulatory grounds for the administrative discretion are the legal uncertainty in respect of the terms, scope and implications of enforcing the powers, where the solution choice is not fully predetermined by legal provisions. There are types of relationships where it is impossible to rule out legal uncertainty, which is offset by vesting discretional powers on the enforcement authorities.
The administrative discretion has regulatory and objective limits. The effect of regulatory limits of the discretion is illustrated on the example of the administrative offence: concerted actions of the economic entities impeding competition. The objective limits of the administrative discretion are framed as economic laws applicable throughout all stages of human history and dynamic economic regularities manifesting themselves at a certain stage of development of economic relationships.
Keywords: legal regulation of the economic relations, legal uncertainty, a decision under a condition of uncertainty, gaps in the law, administrative discretion, discretionary powers, limits of discretion
Административное усмотрение в сфере экономики: основания и пределы
Автор
Л.А. Шарнина - кандидат юридических наук, советник Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Журнал "Труды Института государства и права РАН", 2018, N 5