Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Вишневский А.А. Финансовый уполномоченный vs финансовый омбудсмен: об эффективности институтов защиты прав потребителей финансовых услуг
А.А. Вишневский - профессор департамента частноправовых дисциплин Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", доктор юридических наук
В статье анализируются принципиальные основы недавно введенного в Российской Федерации института финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЭ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"). Анализ проводится в свете сравнения данного института с широко применяемым в мировой практике институтом финансового омбудсмена. Рассматривая в сравнительно-правовом аспекте базисные, принципиальные положения, на которых строится институт финансового омбудсмена в зарубежных правовых системах, с одной стороны, и институт финансового уполномоченного в Российской Федерации - с другой, автор приходит к выводу, что институт финансового уполномоченного в Российской Федерации в том виде, в котором он предусмотрен Законом, не сможет выполнить роль, которую выполняет финансовый омбудсмен в зарубежных банковских системах. Тем самым в правовом регулировании банковско-клиентских отношений остается существенный пробел, который, возможно будет восполнен, если наряду с финансовым уполномоченным получат законодательное признание институты финансовых омбудсменов при банковских ассоциациях.
Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита прав потребителя, потребитель финансовых услуг, банковско-клиентские отношения
Vishnevskiy A.A. Financial attorney vs financial ombudsman: effectiveness of institutional structures for protecting consumers of financial services
A.A. Vishnevskiy - Professor of Private Law at the National Research University "Higher School of Economics," LLD
The article considers the fundamentals of a newly established office of the Financial Attorney for the Rights of the Consumers of Financial Services (Federal Law of June 4, 2018 No. 233-FZ). The analysis is conducted in the light of comparison of the Financial Attorney with the fundamentals of the offices of financial ombudsmen widely used for consumer protection in the financial markets in many countries. Considering from comparative legal perspectives the basic features of these two offices, the author comes to a conclusion that the Financial Attorney in the Russian Federation - in the way established by the Federal Law - will not be able to perform the role comparable to the role of the financial ombudsmen in European jurisdictions. Therefore, the legal regulation of the bank-customer relations in Russia is still having the substantial gap which theoretically might be filled in if the financial ombudsmen get legal recognition from Russian banking associations.
Keywords: financial ombudsman, financial attorney, consumer protection, consumer in the financial market, bank-client relations
Финансовый уполномоченный vs финансовый омбудсмен: об эффективности институтов защиты прав потребителей финансовых услуг
Автор
А.А. Вишневский - профессор департамента частноправовых дисциплин Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", доктор юридических наук
Журнал "Закон", 2018, N 9