См. Обзор - 2019 по другим налогам
Обзор основных изменений по транспортному налогу - 2019
(глава 28 НК РФ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант", сентябрь - ноябрь 2018 г.)
Регламентирован порядок перерасчета транспортного налога физлицам
(ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
Так, согласно п. 2.1 ст. 52 НК РФ, вступившему в силу 01.01.2019, перерасчет сумм ранее исчисленного транспортного налога может осуществляться налоговым органом не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.
Физлица вправе уплачивать транспортный налог в составе единого налогового платежа
(пп. "а"п. 2, п. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)
Суть данного механизма, который начал работать с начала текущего календарного года, заключается в возможности исполнения налогоплательщиками-физическими лицами (или иными лицами за них) обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц (далее - имущественные налоги) путем добровольного перечисления денежных средств в валюте РФ в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без детализации в разрезе указанных налогов. Данной процедуре посвящена ст. 45.1 НК РФ.
В таком случае обязанность по уплате имущественных налогов считается исполненной налогоплательщиком со дня принятия налоговым органом решения о зачете суммы единого налогового платежа (далее - ЕНП) в счет уплаты имущественных налогов, что должно осуществляться в установленные сроки их уплаты (пп. 8 п. 3 ст. 45, п. 5 ст. 45.1 НК РФ).
Заметим также, что суммы ЕНП подлежат направлению и на погашение недоимки по имущественным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, процентам за предоставление отсрочки (рассрочки) (п.п. 4, 6 ст. 45.1 НК РФ).
Кроме того, предусмотрена возможность возврата налогоплательщикам денежных средств, перечисленных в бюджетную систему РФ в качестве ЕНП, до момента их зачета налоговым органом (п.п. 7, 8 ст. 45.1 НК РФ).
Ведение института ЕНП направлено на упрощение уплаты физическими лицами имущественных налогов (доп. см. письмо УФНС России по Новгородской области от 06.08.2018 N 9-18/08970 "О направлении информации").
Исчисление транспортного налога осуществляется без учета платы за вред, причиняемый дорогам тяжеловозами
(ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ)
Так, 31.12.2018 истек срок действия норм, позволявших:
- налогоплательщикам-организациям уменьшать сумму транспортного налога (далее - налог), исчисленную по итогам налогового периода в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - тяжеловоз), зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения тяжеловозами (далее соответственно - реестр, плата), на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде (абзацы двенадцатый - четырнадцатый п. 2 ст. 362 НК РФ).
- налогоплательщикам-физическим лицам применять налоговую льготу в виде освобождения от налогообложения в отношении каждого тяжеловоза, зарегистрированного в реестре, если сумма платы, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышала или равнялась сумме исчисленного налога за данный налоговый период (п. 1 ст. 361.1 НК РФ), либо в виде уменьшения суммы налога на сумму платы, если сумма исчисленного налога в отношении тяжеловоза, зарегистрированного в реестре, превышала сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в налоговом периоде (п. 2 ст. 361.1 НК РФ).
Соответственно, начиная с 2019 года факт перечисления организациями и физическими лицами платы не оказывает влияния на их обязательства по налогу в отношении тяжеловозов.
Организации должны уплачивать авансовые платежи в отношении тяжеловозов
(ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ)
С 01.01.2019 прекратила действие норма, позволявшая организациям не уплачивать в бюджет авансовые платежи по транспортному налогу, исчисленные в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения указанными транспортными средствами (абзац второй п. 2 ст. 363 НК РФ).
То есть с 2019 года организации должны уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу в отношении тяжеловозов. Это справедливо в случае, если иное не предусмотрено (не будет предусмотрено) региональными властями (абзац первый п. 1 ст. 362 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.