Конституции Российской Федерации - 25 лет!
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием принята Конституция Российской Федерации. Она появилась на свет при весьма драматичных обстоятельствах: многомесячное противостояние ветвей власти, завершившееся трагическими событиями сентября-октября 1993 г., сложное социально-экономическое положение в стране, вызванное коллапсом советской плановой экономики и распадом СССР, непростые взаимоотношения федерального центра и регионов, вооружённые конфликты в ряде регионов, утрата внешнеполитических позиций государства. Всё это заставляло усомниться в перспективах долгого существования новой Конституции.
Однако сегодня мы отмечаем её четвертьвековой юбилей. Конституция 1993 г. оказалась одним из наиболее "живучих" основных законов Российского государства. Основные государственные законы Российской Империи (1906 г.), которые можно считать первой российской конституцией, действовали чуть более 10 лет, до февральской революции 1917 г. Первые советские конституции также существовали по нескольку лет (7 и 12), последняя Конституция СССР (1977 г.) действовала 14 лет и прекратила существование вместе с Союзом, Конституция РСФСР, принятая в 1978 г., пережила её всего на пару лет. Только "сталинская" Конституция СССР, принятая в 1936 г., и соответствовавшая ей Конституция РСФСР 1937 г. действовали дольше - чуть более 40 лет.
Более того, действующая Конституция очень слабо подвержена изменениям: за 25 лет изменения в Конституцию РФ вносились 14 раз, причём 10 из них - это изменения технического характера, связанные с изменением названий и состава субъектов Федерации (6 субъектов изменили свои названия, несколько субъектов объединились между собой, а в марте 2014 г. в состав России вошли Крым и Севастополь). Для сравнения: за 3 с небольшим года (октябрь 1989 - декабрь 1992 г.г.) изменения в Конституцию вносились 11 раз. Несколько десятков раз менялась и "сталинская" Конституция.
В чём же причина такой устойчивости действующей Конституции? В значительной степени, разумеется, в чрезвычайном сложном механизме конституционных изменений (что является новым словом в отечественном конституционном праве). Если изменения в перечень субъектов Федерации вносятся федеральными конституционными законами, а иногда и указами Президента РФ, то для принятия изменений в другие нормы Конституции требуется ещё и одобрение законодательных органов 2/3 субъектов Федерации. Изменение же глав об основах конституционного строя, о правах и свободах человека и о порядке изменения самой Конституции РФ в рамках действующего основного закона вообще невозможно: попытка внесения таких изменений должна закончиться созывом Конституционного Собрания и, в конечном итоге, либо их отклонением, либо принятием новой конституции.
Впрочем, ведущую роль в обеспечении стабильности действующей Конституции РФ играют не формально-юридические, а социальные факторы. В первую очередь, как представляется, принятая в 1993 г. Конституция РФ обозначила новый рубеж в развитии Российского государства. Нация, пережившая тяжёлое социальное, экономическое и психологическое потрясение от смены общественного строя и разрушения единого государства, нуждалась в новых ориентирах и контурах стабильного будущего, и Конституция эти ориентиры и контуры обозначила (разумеется, в той степени, в которой этого можно ожидать от юридического документа).
Конечно, нормы о частной собственности, свободе экономической деятельности, правах и свободах человека, демократической, многопартийной политической системе уже были включены в старую, ещё советскую Конституцию РФ. Однако старая Конституция (принятая в 1978 г. как Конституция РСФСР) безнадёжно морально устарела. Даже претерпев более десятка серьёзных правок, она уже не отвечала требованиям времени. Боле того, огромное количество изменений, вносимых, к тому же, в условиях острой политической борьбы, привело к появлению в тексте Конституции внутренних противоречий и откровенных нелепостей (достаточно сказать, что она по-прежнему содержала отсылки к законодательству Союза ССР).
Новая Конституция была лишена этих недостатков. Она, в известном смысле, открыла новую страницу в строительстве государственного механизма и правовой системы, не отягощённых более рудиментами ушедшей эпохи.
Именно Конституция РФ, установив систему разделения властей с безусловным приоритетом президентской власти, создала (возможно, помимо воли своих авторов и вопреки мнению критиков) систему институтов, обеспечивших относительно стабильное развитие российского государства в период экономических реформ, социальной и международной нестабильности.
Именно после принятия Конституции РФ началась постепенная работа по созданию современной российской правовой системы: принят Гражданский кодекс РФ и десятки связанных с ним законов, создано новое налоговое законодательство, законодательство о природных ресурсах и охране природы, полностью обновлено процессуальное законодательство и законодательство о судебной системе, приняты Уголовный, Семейный, Трудовой кодексы и многие другие законодательные акты. Здесь также можно сказать, что российское законодательство далеко не во всём развивается теми путями, которые, возможно, предполагали авторы Конституции (скажем, институт двойного гражданства в реальности работает совсем не так, как это виделось в 1993 г.), однако подобной участи не избежала, пожалуй, ни одна из долгоживущих конституций мира.
Разумеется, действующая Конституция РФ не лишена недостатков. Возможно, в неё ещё будут вноситься изменения. Не всё ещё сделано и для реализации конституционных положений (так, до сих пор не принят федеральный конституционный закон о Конституционном собрании). Однако прошедшие 25 лет показали, что Конституция в целом адекватно отражает сложившийся баланс общественных интересов и отвечает интересам развития страны. Поэтому, думается, нынешний юбилей Конституции РФ далеко не последний.
Артем Барсегян,
юрист компании "Гарант"