Банкротство гражданина. Общие положения
Институт банкротства гражданина (т.н. потребительского банкротства) имеет социально-реабилитационную направленность и преследует в первую очередь цели освобождения добросовестных должников от непосильных долговых обязательств, которые они объективно не способны погасить, и стимулирования деловой (трудовой) активности таких граждан.
По общему правилу гражданин, прошедший процедуру банкротства, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.
Инициировать банкротство гражданина могут:
- сам гражданин;
- его кредиторы;
- уполномоченные органы в отношении требований об уплате обязательных платежей и требований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по денежным обязательствам.
Требование о признании гражданина банкротом может быть заявлено при наличии требований к нему на сумму не менее чем 500 тыс. рублей и при условии их неисполнения в течение 3 месяцев (ст. 213.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", далее - Закон о банкротстве). Сам гражданин при наличии задолженности в указанном размере обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом. При наличии меньшей задолженности гражданин может обратиться в суд, если предвидит свое банкротство (ст. 213.4 Закона о банкротстве).
Дело о банкротстве гражданина вне зависимости от наличия/отсутствия у него статуса ИП рассматривается арбитражным судом по месту жительства такого гражданина (ст. 25 ГК РФ, п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33 Закона о банкротстве, ч. 1 ст. 223 АПК РФ, п. 4 и п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан"). Дела о банкротстве граждан - ИП рассматриваются по общим правилам с учетом ряда особенностей (п. 4 ст. 213.1, параграф 2 главы X Закона о банкротстве).
В ходе рассмотрения дел о банкротстве гражданина могут использоваться 3 процедуры банкротства:
- реструктуризация долгов гражданина;
- реализация имущества гражданина. На стадии ее введения гражданин признается банкротом (п. 2 ст. 213.24 Закона о банкротстве);
- мировое соглашение.
В процедурах реструктуризации долга и реализации имущества гражданина на него накладываются ограничения по совершению сделок и распоряжению денежными средствами (п.п. 5, 5.1 ст. 213.11, п.п. 5, 6, 7, 9 ст. 213.25 Закона о банкротстве). Также в связи с признанием гражданина банкротом для него на определенный период наступает ряд негативных последствий (ст. 213.30 Закона о банкротстве), в частности, необходимость сообщать сведения о своем банкротстве при получении кредитов и займов, невозможность занимать руководящие должности.
При возбуждении производства суд в обязательном порядке вводит первую процедуру банкротства: реструктуризацию долгов гражданина (ст. 213.6 Закона о банкротстве) и утверждает финансового управляющего, который, в частности, ведет реестр кредиторов должника, созывает собрания кредиторов и в зависимости от введенной процедуры банкротства осуществляет иные полномочия, связанные с управлением делами должника и исполнением обязательств должника перед кредиторами. Участие финансового управляющего при банкротстве гражданина обязательно и платно. По общему правилу расходы на финансового управляющего осуществляются за счет имущества должника (ст.ст. 20.6, 213.9 Закона о банкротстве). Также за счет должника осуществляются расходы, связанные с публикацией сообщений об осуществляемых в процедурах банкротства мероприятиях (ст.ст. 28, 213.7 Закона о банкротстве).
В процедуре реструктуризации долгов разрабатывается план реструктуризации долгов гражданина, представляющий собой график погашения задолженности должника перед кредиторам, также план может предусматривать проведение иных мероприятий в целях восстановления платежеспособности должника, например, прощение части долга кредиторами, погашение задолженности за должника третьими лицами и т.п. (ст. 213.14 Закона о банкротстве). Проект плана реструктуризации может предлагаться должником или кредиторами и одобряется собранием кредиторов (ст.ст. 213.12, 213.16 Закона о банкротстве). План реструктуризации утверждается судом, по общему правилу, при условии одобрения его должником и собранием кредиторов (ст.ст. 213.17, 213.18 Закона о банкротстве). В ходе исполнения в план могут вноситься изменения по инициативе самого гражданина или собрания кредиторов (ст.ст. 213.20, 213.21 Закона о банкротстве). Итоги исполнения плана реструктуризации рассматриваются судом, который может завершить реструктуризацию либо отменить план при его неисполнении должником (ст.ст. 213.22, 213.23 Закона о банкротстве).
Если план реализации имущества будет исполнен гражданином надлежащим образом, он не будет признан банкротом, вероятно, ему удастся сохранить свое имущество (недежные средства) и избежать негативных последствий, связанных с признанием банкротом. Вместе с тем, как свидетельствует практика, на стадии реструктуризации долга многие граждане сталкиваются с определенными трудностями, например, необходимостью существования на средства, равные минимальному прожиточному минимуму или сопоставимой сумме. В связи с чем некоторые должники скорее предпочитают перейти к процедуре реализации своего имущества. Однако для введения реализации необходимо наличие оснований, установленных законом.
Арбитражный суд выносит решение о признании гражданина банкротом и вводит процедуру реализации имущества гражданина (ст. 213.24 Закона о банкротстве), в частности, в следующих случаях:
- при отсутствии предложений по проектам плана реструктуризации долгов,
- при отмене плана в случае неисполнения плана должником
либо
- если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов (при наличии его ходатайства, п. 8 ст. 213.6 Закона о банкротстве).
В процедуре реализации имущества гражданина его имущество (за исключением не вошедшего в конкурсную массу, например, единственного жилья) продается на торгах (по общему правилу) и за счет вырученных средств от реализации имущества гражданина, а также имеющихся у гражданина (получаемых их) денежных средств осуществляются расчеты с кредиторами (ст.ст. 139, 142, 213.25, 213.26, 213.27 Закона о банкротстве). По результатам реализации имущества гражданина арбитражный суд завершает процедуру реализации и в том числе решает вопрос об освобождении гражданина, признанного банкротством, от дальнейшего исполнения требований кредиторов, то есть об освобождении гражданина от долгов. Однако в установленных законом случаях, несмотря на признание гражданина банкротом, оставшиеся долги за ним могут быть сохранены, например, если гражданин скрывал свои доходы, имущество (ст. 213.28 Закона о банкротстве).
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его кредиторы и уполномоченные органы при достижении согласия между ними вправе заключить мировое соглашение о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме, которое является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве гражданина (ст.ст. 150, 156, 213.31 Закона о банкротстве).
Тема
См. также
Банкротство индивидуальных предпринимателей
Возбуждение производства по делу о банкротстве гражданина. Признаки банкротства
План реструктуризации долгов гражданина в банкротстве
Признание гражданина банкротом и введение реализации имущества
Особенности реализации имущества гражданина при банкротстве
Завершение расчетов при банкротстве гражданина. Освобождение от исполнения обязательств
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Банкротство организации и гражданина" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам банкротства физических и юридических лиц.
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Банкротство организации и гражданина