Обзор изменений Бюджетного кодекса РФ,
внесенных федеральными законами от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ и от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ
август 2019 г.
1. Изменения, вступившие в силу с 14.08.2019
2 августа 2019 г. принят федеральный закон N 307-ФЗ о внесении изменений в БК РФ. Изменения связаны с совершенствованием межбюджетных отношений.
Данные изменения вступили в силу 14 августа 2019 г.
Изменения в целях совершенствования межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях
Предусмотрена возможность предоставления новых форм межбюджетных трансфертов, так называемых "горизонтальных" субсидий - субсидий из региональных бюджетов другим региональным бюджетам или из местных бюджетов другим местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств (ч. 1 ст. 135, ст. 142 БК РФ).
С этой целью введена новая ст. 138.3 БК РФ, а ст. 142.3 БК РФ изложена в новой редакции.
Параллельно в этих же целях 02.08.2019 принят Федеральный закон N 313-ФЗ о внесении соответствующих изменений в Федеральные законы:
- от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Пункт 1 ст. 26.14 дополнен абзацем шестым о том, что из бюджета субъекта РФ могут предоставляться субсидии бюджетам субъектов РФ в случаях и порядке, установленных законом субъекта РФ и (или) НПА высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ.
- от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Статья 65 дополнена частью 5 следующего содержания: бюджетам муниципальных образований из бюджетов других муниципальных образований могут быть предоставлены субсидии в соответствии с требованиями БК РФ.
В статьях 8, 9, 58, 63, 63.1 БК РФ уточняются бюджетные полномочия субъектов РФ, муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением по установлению единых нормативов отчислений в бюджеты соответствующих видов муниципальных образований от отдельных видов неналоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением (соответственно от денежных взысканий (штрафов), предусмотренных КоАП РФ, законами субъектов РФ об административных правонарушениях; платы за негативное воздействие на окружающую среду; платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ; платы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков).
Уточняются названия форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам. Применена общая формулировка - "дотации местным бюджетам" (ст. 135 БК РФ).
Уточнены основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам (ст. 136 БК РФ), в т.ч. подходы к расчету субъектами РФ уровней дотационности муниципальных образований, согласно которым из общего объема доходов местных бюджетов будут исключаться не только субвенции, но и иные межбюджетные трансферты между муниципальными районами и поселениями, предоставляемые в рамках заключаемых между ними соглашений о передаче полномочий по решению вопросов местного значения.
Исключена норма неясного правоприменения, а именно "иные меры, установленные федеральными законами" при установлении субъектами РФ дополнительных мер по организации бюджетного процесса в отношении высоко дотационных муниципальных образований (пп. 4 п. 4 ст. 136 БК РФ).
Установлен особый порядок расчета уровня дотационности для преобразованных муниципальных образований (п. 4.1 ст. 136 БК РФ).
Предусмотрено утверждение финансовым органом субъекта РФ не позднее 15 ноября текущего финансового года перечня всех муниципальных образований, являющихся дотационными, а не только с уровнем дотационности более 5 процентов (п. 5 ст. 136 БК РФ).
Предусмотрена обязательность заключения финансовым органом субъекта РФ с главами местных администраций (руководителями исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджета субъекта РФ и (или) доходы по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ, соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования (п. 8 ст. 137, п. 8 ст. 138 БК РФ).
В статьях 8, 137, 138, 142.1, 142.2, 142.8 БК РФ исключены положения о региональных, районном, окружном фондах финансовой поддержки муниципальных образований.
При этом в статьях 137, 138, 142.1, 142.2, 142.8 БК РФ уточнены подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований путем предоставления субъектам РФ (муниципальным районам, городским округам с внутригородским делением) возможности при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности соответствующих муниципальных образований помимо налоговых доходов учитывать отдельные неналоговые доходы, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных образований в соответствии с БК РФ и (или) законами субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением), а именно:
- плату за негативное воздействие на окружающую среду;
- плату от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
- плату от передачи в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных муниципальным предприятиям, в том числе казенным, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям.
Утратил силу абз. 2 п. 2 ст. 137 БК РФ о запрете снижения субъектом РФ размеров критериев выравнивания финансовых возможностей при определении объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) на очередной финансовый год и плановый период.
Введены нормы об утверждении на плановый период не распределенного между городскими, сельскими поселениями из бюджета муниципального района, а также из бюджета городского округа с внутригородским делением между внутригородскими районами объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности не более 20 процентов от общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов от общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода (п. 3 ст. 142.1 и п. 3 ст. 142.8 БК РФ).
Новая ст. 138.4 БК РФ конкретизирует такие виды дотаций, как дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.
В ст. 139 БК РФ уточняются подходы к предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, в том числе субсидий, распределяемых на конкурсной основе, заключению соглашений о предоставлении субсидий.
Предусматривается возможность утверждения субъектом РФ не распределенного на очередной финансовый год и плановый период между муниципальными образованиями объема субсидий в размере не более 5 процентов от их общего объема на первый год планового периода.
В ст. 139.1 БК РФ уточняется порядок расчета размера ограничения по иным межбюджетным трансфертам и дотациям местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, предоставляемым из бюджета субъекта РФ в местные бюджеты. Также имеются уточнения в части того, что методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ и правила их предоставления устанавливаются НПА высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
В ст. 140 БК РФ уточняются подходы к предоставлению и распределению субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ. Уточняются источники, за счет которых могут предоставляться субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ на осуществление органами госвласти субъектов РФ отдельных полномочий РФ в случае передачи субъектами РФ таких полномочий органам местного самоуправления в установленном законодательством РФ порядке. Предусматривается возможность формирования единой субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ (п. 5 ст. 140 БК РФ).
В ст. 142 БК РФ уточняются наименования форм межбюджетных трансфертов предоставляемых из местных бюджетов, а также подходы к предоставлению межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов).
В ст. 142.1 БК РФ предусматривается возможность установления 20 процентов не распределенного на каждый год планового периода между городскими, сельскими поселениями объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета муниципального района.
В ст. 142.2 БК РФ уточняются подходы к определению уровня, установленного законом субъекта РФ, для предоставления субсидий из бюджетов муниципальных образований, в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали вышеуказанный уровень. Данный уровень определяется по единой для каждой группы муниципальных образований методике, обеспечивающей сопоставимость их расчетных налоговых доходов.
Расширяется возможность взыскания субъектом РФ "отрицательных" трансфертов не только за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, но и за счет местных налогов и сборов.
В 142.5 БК РФ конкретизированы цели направления иных межбюджетных трансфертов, направляемых из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений и обратно.
В ст. 142.8 БК РФ уточняется порядок определения общего объема и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением. Предусматривается возможность установления не распределенного на каждый год планового периода между внутригородскими районами объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета городского округа с внутригородским делением в размере 20 процентов.
В ст. 179.4 БК РФ уточняется возможность создания муниципального дорожного фонда только в тех муниципальных образованиях, в которых органы местного самоуправления решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности.
Также в указанную статью вносятся изменения, предусматривающие расчет размера дорожного фонда субъекта РФ с учетом доходов бюджета субъекта РФ, а не консолидированного бюджета субъекта РФ.
Изменения в целях совершенствования межбюджетных отношений на федеральном уровне
Уточняются условия предоставления бюджетного кредита субъекту РФ муниципальному образованию - отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по бюджетным кредитам, полученным ранее (п. 1 ст. 93.2 БК РФ).
Бюджетный кредит теперь может быть предоставлен государственному внебюджетному фонду РФ (п. 1 ст. 93.2, п.п. 4.1, 4.2 ст. 93.6 БК РФ).
Пунктом 1 ст. 130 БК РФ предусмотрено установление порядка распределения межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ:
1) федеральным законом о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субвенции бюджетам субъектов РФ, субсидии бюджетам субъектов РФ);
2) федеральным законом о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ (дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, иные дотации, иные межбюджетные трансферты).
Предусмотрено правовое регулирование предоставления из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Указанные дотации предоставляются в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, в том числе в целях поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и (или) органов местного самоуправления (п. 11 ст. 131 БК РФ).
Из ст. 131 БК РФ исключена норма о Федеральном фонде финансовой поддержки субъектов РФ.
Установлено "предварительное" (до принятия во втором чтении федерального закона о федеральном бюджете) согласование с субъектами РФ объемов распределения между бюджетами субъектов РФ субсидий из федерального бюджета, предусматривающее направление главными распорядителями средств федерального бюджета до 20 августа текущего года высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ правил (проектов правил) и проектов распределения субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета (ст. 132 БК РФ).
Конкретизированы случаи и основания, когда целевые межбюджетные трансферты могут представляться в форме иных межбюджетных трансфертов (132.1 БК РФ).
Уточнен порядок предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ:
- устанавливается требование к федеральным законам и нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ о необходимости включения в них порядка определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показателей (критериев) распределения общего объема таких субвенций (п. 1 ст. 133 БК РФ);
- введено понятие "единой субвенции" бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, порядок формирования и предоставления которой устанавливается нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (п. 3 ст. 133 БК РФ);
- урегулированы особенности использования субвенции на оплату услуг почтовой связи и банковских услуг по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки и (или) компенсации затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (местных администраций) и государственных (муниципальных) учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации (п. 7 ст. 133 БК РФ).
Уточнены нормы, предусматривающие обязанность субъектов РФ и муниципальных образований в случае, если просроченная задолженность по бюджетным и долговым обязательствам бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в течение трех месяцев непрерывно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным, превышает 10 процентов от объема налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета (местного бюджета) в последнем отчетном финансовом году, заключить соглашение о мерах по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) и утвердить план восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) (ст. 168.4 БК РФ).
2. Изменения, вступившие в силу с 06.08.2019
26 июля 2019 года принят Федеральный закон N 199-ФЗ о внесении изменений в БК РФ. Преимущественно изменения связаны с совершенствованием государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Большая часть положений этого закона вступила в силу 6 августа 2019 г.
Изменения в сфере внутреннего финансового аудита
Дано определение внутреннего финансового аудита - деятельность по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств (ГАБС), руководителю распорядителя бюджетных средств (РБС), руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:
1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий РБС, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств АБС), ГАБС, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента (п. 1 ст. 160.2-1 БК РФ).
Уточнены формулировки целей внутреннего финансового аудита:
1) оценка надежности внутреннего процесса ГАБС, АБС, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
2) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином России, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п. 5 ст. 264.1 БК РФ;
3) повышение качества финансового менеджмента (п. 2 ст. 160.2-1 БК РФ).
Сформулирован принцип внутреннего финансового аудита - функциональная независимость структурных подразделений или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, - уполномоченных должностных лиц (работников) ГАБС, АБС, наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей, - структурных подразделений или уполномоченных должностных лиц (работников) ГАБС (АБС), которым передаются указанные полномочия (п. 3 ст. 160.2-1 БК РФ).
Предусмотрено право АБС передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита ГАБС, в ведении которого он находится, или другому АБС, находящемуся в ведении данного ГАБС, в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита (п. 4 ст. 160.2-1 БК РФ).
Раскрывается содержание мониторинга качества финансового менеджмента, а также кто его будет проводить.
Так, мониторинг качества финансового менеджмента включает мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, проводится:
1) финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в установленном им порядке в отношении главных администраторов средств соответствующего бюджета;
2) ГАБС в установленном им порядке в отношении подведомственных ему АБС (п. 6 ст. 160.2-1 БК РФ).
Устанавливаются основные положения порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента:
1) правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации, необходимой для проведения указанного мониторинга;
2) правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента (п. 7 ст. 160.2-1 БК РФ).
Предусмотрено право ГАБС внести на рассмотрение финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) предложение о передаче полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента в отношении подведомственных ему АБС и по согласованию с финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) передать этому финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным фондом) указанные полномочия (п. 8 ст. 160.2-1 БК РФ).
Статьей 160.2-1 БК РФ теперь предусмотрены полномочия участников бюджетного процесса по организации и осуществлению только внутреннего финансового аудита. Ранее этой статьей устанавливались также полномочия по внутреннему финконтролю.
Дополнены полномочия Минфина РФ в сфере внутреннего финаудита:
- осуществляет нормативное и методическое обеспечение осуществления (анализа осуществления) внутреннего финансового аудита, проведения финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), главными администраторами бюджетных средств мониторинга качества финансового менеджмента, а также осуществляет методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля;
- устанавливает федеральные стандарты внутреннего финансового аудита (ст. 165 БК РФ).
Изменения в сфере финансового контроля
Изменилась формулировка цели госфинконтроля:
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета (п. 1 ст. 265 БК РФ).
Теперь контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, государственных (муниципальных) учреждений, унитарных предприятий, госкорпораций (компаний), публично-правовых компаний, компаний с участием публично-правовых образований) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров и контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц будет осуществляться в процессе проверки не только ГРБС (РБС), главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, но и получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, а также может осуществляться после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса (абзац 2 п. 2 ст. 266.1 БК РФ).
Установлено, кто осуществляет контроль за целевыми межбюджетными трансфертами, кредитами, а также за соблюдением условий контрактов (договоров, соглашений), источником финобеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты (п. 2.1 ст. 266.1 БК РФ):
- контроль за трансфертами из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) осуществляется Счетной палатой РФ и Федеральным казначейством в отношении:
главных администраторов (администраторов) средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ);
финорганов и главных администраторов (администраторов) средств бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
финорганов и главных администраторов (администраторов) средств бюджетов муниципальных образований, местных администраций;
юридических и физических лиц, ИП (с учетом п. 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);
- контроль за трансфертами из бюджета субъекта РФ осуществляется контрольно-счетным органом субъекта РФ и органом госфинконтроля, являющимся органом исполнительной власти субъекта РФ, в отношении:
главных администраторов (администраторов) средств бюджета субъекта РФ, предоставивших межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты;
финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджета бюджетной системы РФ, которому предоставлены межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также юридических и физических лиц, ИП (с учетом п. 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из этого бюджета;
- контроль за трансфертами из бюджета муниципального образования осуществляется органами муниципального финконтроля муниципального образования в отношении:
ГАБС (АБС) муниципального образования, предоставивших межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты;
финорганов и ГАБС (АБС) бюджетной системы РФ, которому предоставлены межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, а также юридических и физических лиц, ИП (с учетом положений п. 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из этого бюджета.
Санкционирование операций исключено из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля (утратил силу п. 5 ст. 267.1, ст. 269.1 БК РФ).
Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля дополнены контролем за соблюдением публичных нормативных обязательств и обязательств по иным выплатам физлицам из бюджетов бюджетной системы РФ, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета (абзац 2 п. 1 ст. 268.1 БК РФ).
Расширены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финконтроля:
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, теперь включает контроль за соблюдением требований к бухучету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
Кроме того, полномочия этих органов дополнены:
контролем за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
контролем за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных БК РФ, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
При осуществлении полномочий органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля могут:
назначать (организовывать) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований;
получать необходимый для осуществления контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам (п.п. 1-2 ст. 269.2 БК РФ).
Определения "предписание" и "представление" органов государственного контроля изложены в новой редакции (п.п. 2 и 3 ст. 270.2 БК РФ).
Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финконтроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:
1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
Под предписанием в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финконтроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
В случаях, установленных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финконтроля, органы финконтроля направляют копии представлений и предписаний ГАБС, органам исполнительной власти (органам местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя, иным органам и организациям.
По решению органа внутреннего государственного (муниципального) финконтроля срок исполнения представления, предписания может быть продлен в порядке, предусмотренном федеральными стандартами, но не более одного раза по обращению объекта контроля.
Информация о бюджетных нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии их устранения, не должна указываться в представлениях и предписаниях органов внутреннего государственного (муниципального) контроля (п. 3.2 и п. 5 ст. 270.2 БК РФ).
Изменения БК РФ в сфере бюджетных нарушений
Понятие бюджетного нарушения изложено в новой редакции (ст. 306.1 БК РФ).
Бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ (местной администрацией), финансовым органом, ГАБС, АБС, государственным (муниципальным) заказчиком:
1) нарушение положений бюджетного законодательства РФ и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
4) нарушение установленных законодательством РФ о контрактной системе требований к планированию, обоснованию закупок, а также требований к изменению, расторжению контракта;
5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов;
6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.
Из перечня бюджетных мер принуждения исключена такая мера, как передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств (утратили силу п. 3 ст. 166, п. 2 ст. 306.2, п. 2 306.4 БК РФ).
Определение "уведомление о применении бюджетных мер принуждения" изложено в новой редакции (п. 5 ст. 306.2 БК РФ). Под ним понимается документ органа государственного (муниципального) финконтроля, обязательный к рассмотрению финорганом (органом управления государственным внебюджетным фондом), содержащий сведения:
- о выявленных бюджетных нарушениях, предусмотренных главой 30 БК РФ;
- об объемах средств, использованных с указанными нарушениями, по каждому бюджетному нарушению (без учета объемов средств, использованных с нарушениями и возмещенных в доход соответствующего бюджета до направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения).
При выявлении бюджетных нарушений орган внешнего государственного (муниципального) финконтроля направляет не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным фондом), а копию такого уведомления - участнику бюджетного процесса, в отношении которого проводилось данное контрольное мероприятие.
В случае неустранения бюджетного нарушения, указанного в представлении, орган внутреннего государственного (муниципального) финконтроля направляет в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня окончания срока исполнения представления, уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным фондом), а копию такого уведомления - участнику бюджетного процесса, в отношении которого проводилась проверка (ревизия).
По запросу финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) об уточнении сведений, содержащихся в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения, орган государственного (муниципального) финансового контроля вправе направить в финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) уведомление о применении бюджетных мер принуждения, содержащее уточненные сведения, в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения запроса.
Утратила силу ст. 306.8 БК РФ об ответственности за нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, не являющееся нецелевым использованием бюджетных средств.
Иные изменения БК РФ
Уточнено, что понятие "главный администратор бюджетных средств" включает в себя понятия главные распорядители бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (п. 2 ст. 157 БК РФ).
Установлено, что анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ (органами местных администраций), проводится федеральным казначейством в соответствии с порядком, установленным Минфином России (п. 3 ст. 157 БК РФ).
На Федеральное казначейство возложено проведение анализа осуществления внутреннего финансового аудита ГАБС в целях подготовки предложений по его совершенствованию. Притом не только главных администраторов федерального бюджета, но и бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов (п. 4 ст. 157 БК РФ). Ранее такой анализ проводился органами финансового контроля публично-правовых образований.
Утратил силу п. 3.1 ст. 158 БК РФ о том, что ГРБС в случаях, установленных Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией), в порядке, установленном финансовым органом, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином РФ, вправе принять решение о передаче:
1) своих бюджетных полномочий получателя бюджетных средств находящимся в его ведении получателям бюджетных средств или Федеральному казначейству (финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования);
2) полномочий получателей бюджетных средств, находящихся в ведении ГРБС, другим получателям бюджетных средств, находящимся в его ведении.
Утратил силу п. 2 ст. 162 БК РФ о том, что получатель бюджетных средств передает другому получателю бюджетных средств бюджетные полномочия в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином РФ, в соответствии с решением ГРБС, указанным в п. 3.1 ст. 158 БК РФ.
Казенное учреждение теперь вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности только по согласованию с ГРБС, в ведении которого оно находится (ч. 10.1 ст. 161 БК РФ).
В бюджетные полномочия Минфина России (ст. 165 БК РФ) внесены изменения:
- устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, порядок формирования и ведения обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, используемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений;
- устанавливает единую методологию бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
- осуществляет нормативное и методическое обеспечение осуществления (анализа осуществления) внутреннего финансового аудита, проведения финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), главными администраторами бюджетных средств мониторинга качества финансового менеджмента, а также осуществляет методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля;
- устанавливает федеральные стандарты внутреннего финансового аудита.
Из п. 5 ст. 219 БК РФ о санкционировании оплаты денежных обязательств при исполнении бюджета по расходам исключены положения о том, что санкционирование осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов.
Одновременно данный пункт дополнен следующими положениями:
Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляют в соответствии с установленным соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) порядком, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, контроль за:
непревышением бюджетных обязательств над соответствующими лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями, доведенными до получателя бюджетных средств, а также соответствием информации о бюджетном обязательстве коду классификации расходов бюджетов;
соответствием информации о денежном обязательстве информации о поставленном на учет соответствующем бюджетном обязательстве;
соответствием информации, указанной в платежном документе для оплаты денежного обязательства, информации о денежном обязательстве;
наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.
В порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) и предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, в дополнение к указанной в настоящем пункте информации может определяться иная информация, подлежащая контролю.
В случае если бюджетное обязательство возникло на основании государственного (муниципального) контракта, дополнительно осуществляется контроль за соответствием сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве, возникшем на основании государственного (муниципального) контракта, условиям государственного (муниципального) контракта.
В абз. 2 п. 2 ст. 221 БК РФ "план закупок" изменен на "план-график закупок"
Внесены изменения в абз.5-6 п. 4 ст. 264.1:
Отчет о движении денежных средств отражает операции со средствами бюджета по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Пояснительная записка в составе бюджетной отчетности содержит информацию об исполнении бюджета, дополняющую информацию, представленную в отчетности об исполнении бюджета, в соответствии с требованиями к раскрытию информации, установленными нормативными правовыми актами Минфина России.
По решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации полномочия соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ, соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта РФ, финансовому органу муниципального образования (п. 6 ст. 264.1 БК РФ).
Представление бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется в сроки, установленные финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), которому бюджетная отчетность представляется (п. 5 ст. 264.3 БК РФ).
Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета может осуществляться контрольно-счетным органом субъекта РФ в случае заключения соглашения представительным органом муниципального образования с контрольно-счетным органом субъекта РФ о передаче ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля и в порядке, установленном законом субъекта РФ, с соблюдением требований БК РФ и с учетом особенностей, установленных федеральными законами (абз. 3 п. 2 ст. 264.4 БК РФ).
Порядок представления годового отчета об исполнении бюджета законодательным (представительным) органом дополнен тем, что одновременно с отчетом помимо прочего представляется пояснительная записка к нему, содержащая анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, и сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований (п. 2 ст. 264.5 БК РФ).
Кузьмина Анна
кандидат юридических наук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.