• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Проблемы борьбы с буллингом: законодательное решение (Н.А. Голованова, журнал "Журнал российского права", N 8, август 2018 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Голованова Н.А. Проблемы борьбы с буллингом: законодательное решение


Golovanova N.A. Challenges to Combat Bullying: a Legislative Response


Н.А. Голованова - ведущий научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук


N.A. Golovanova - leading research fellow of the Department of constitutional, administrative, criminal legislation and international law of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences


В соответствии с Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г. в России особого контроля требуют такие антиобщественные действия, как запугивание, травля ребенка со стороны одноклассников, распространение лживой, порочащей ребенка информации в социальных сетях; размещение в Интернете видеосюжетов со сценами побоев, истязаний и иных насильственных действий в отношении малолетних детей и подростков. Предотвращение издевательств в школе давно стало темой законодательного процесса в зарубежных странах. Оценка такого опыта представляется важной и для российской юридической науки, тем более что исследования данного негативного явления и вопросы, связанные с его профилактикой и преодолением, в российской научной литературе проводятся в основном специалистами в области педагогики, психологии, психиатрии.

Используя исторический и сравнительно-правовой методы, автор анализирует законодательство и правоприменительную практику ряда зарубежных государств (США, Великобритании, Филиппин и Казахстана). По мнению автора, исследование достаточно длительного и, как считается, успешного законодательного опыта других государств в этой области помогает понять уровень проблемы и возможные последствия нормативного регулирования. Несмотря на то что подход к борьбе с травлей в школах этих стран различается, важно, что решение данной проблемы вынесено на законодательный уровень и охватывает разные способы буллинга, в том числе кибербуллинг, когда унижение жертвы (например, анонимные угрозы, отредактированные фотографии, порноместь и т.д.) осуществляется с помощью Интернета и мобильных телефонов. Автор полагает, что отсутствие легального определения буллинга затрудняет профилактику насилия в школе. Закрепление запрета буллинга в отдельном законе (или Законе об образовании) будет иметь важное превентивное значение.


In accordance with the Concept for the development of the child neglect and juvenile delinquency prevention system for the period until 2020 in Russia, special antisocial actions such as intimidation, harassment of children by classmates, the spreading of a false, defamatory information in social networks; placement in the information and telecommunication network "Internet" of video clips with scenes of beatings, torture and other violent actions against young children and adolescents require special attention. Prevention of bullying in school has long been the subject of legislative process in foreign countries. Evaluation of such experience is also important for Russian legal science, especially since studies of this negative phenomenon and issues related to its prevention and overcoming in the Russian scientific literature are carried out mainly by specialists in the field of pedagogy, psychology or psychiatry.

Using the historical and comparative legal method, the author analyzes the legislation and law enforcement practice of a number of foreign states (USA, United Kingdom, Philippines and Kazakhstan). According to the author a study of a sufficiently long legislative experience of other states in this area helps to understand the level of the problem and possible consequences of normative regulation. Although the approach to combating bullying in schools in these countries differs, it is important that the solution to this problem is raised to the legislative level and covers various ways of bullying, including cyberbullying, when the victim's humiliation (eg, anonymous threats, edited photos, revenge porn, etc.) is carried out via the Internet and mobile phones. The author believes that the absence of a legal definition of bullying makes it difficult to prevent violence in school. The prohibition of bullying in a separate law (or the law on education) will have an important preventive value.


Ключевые слова: зарубежные антибуллинговые законы, буллинг в школе, кибербуллинг, насилие, запугивание, преследование, информация в социальных сетях.


Keywords: foreign laws against bullying, school bullying, cyberbullying, violence, intimidation, harassment, information in social networks.


Проблемы борьбы с буллингом: законодательное решение


Автор


Н.А. Голованова - ведущий научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук


"Журнал российского права", 2018, N 8