• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Механизмы обеспечения стабильности конституции в постсоветских государствах (Д.Г. Шустров, журнал "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", N 4, июль-август 2018 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Шустров Д.Г. Механизмы обеспечения стабильности конституции в постсоветских государствах


Shustrov D.G. Mechanisms of ensuring stability of the constitution in post-soviet states


Д.Г. Шустров - доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук


D.G. Shustrov - associate professor at the Department of constitutional and municipal law of the Lomonosov Moscow State University, candidate of legal sciences


Конституция выполняет стабилизирующую функцию для всего правопорядка. Для обеспечения конституционной стабильности устанавливаются специальные механизмы. В постсоветских государствах конституционной стабильности изначально отводилась особая роль в гарантировании перехода этих стран к демократии. Усложненная процедура изменения конституции должна была стать одной из гарантий неповторения ошибок прошлого, защиты конституционного правопорядка. Конституции большинства постсоветских государств содержат специальные механизмы, которые задумывались как трудно преодолимый барьер в процессе изменения конституции.

Данная статья посвящена сравнительно-правовому исследованию усложненной процедуры изменения конституции (разноуровневая модель изменения конституции, ограниченное право конституционной инициативы, двойной вотум, требование квалифицированного большинства при голосовании, изменение конституции специальным учредительным органом, конституционный референдум и др.) и временных периодов, когда изменение конституции невозможно (запрет изменения конституции в условиях военного или чрезвычайного положения, временный запрет (мораторий) изменения конституции, временное ограничение повторного изменения конституции, запрет неоднократного изменения одних и тех же положений конституции и др.) в пятнадцати постсоветских государствах. Конституции постсоветских государств за четверть века претерпели немало изменений, а практика отчасти скорректировала нормы и теорию. В некоторых постсоветских странах изначальные конституционные "страхи" недемократии и концентрации власти, положенные в основу принятия конституций, несмотря на установление механизмов обеспечения их стабильности, фактически сменились на неконституционную боязнь политических элит потерять власть или поступиться какими-либо частными интересами во имя общих целей и формирования подлинно демократического политического общения.


Constitution has a quality of stability, for enforcement of which special mechanisms are established. In Post-Soviet states constitutional stability was initially assigned a special role in ensuring the transition of these countries from non-democracy to democracy. Complicated procedure for constitutional changing was supposed to become one of the constitutional guarantees, protecting constitutional orders of Post-Soviet states from unconstitutional changing through constitutional procedure. A number of Post-Soviet constitutions contains special mechanisms that were conceived as a barrier in the process of constitutional changing.

This article is devoted to a comparative legal study of complicated procedure of constitutional changing (multi-level model of constitutional changing; limited right of constitutional initiative; double vote; qualified majority for voting; constituent assembly; constitutional referendum etc.) and time periods when constitutional changing is impossible (prohibition of constitutional changing in military or emergency situations; temporal prohibition (moratorium) of constitutional changes; temporal restraint of re-changing the constitution etc.) in Post-Soviet states. For a quarter of a century constitutions of Post-Soviet states have undergone many changes, and practice has partly corrected norms and theory. In some Post-Soviet states constitutional "fears" of undemocracy and concentration of power, which initially were the basis for adoption of constitutions, despite the establishment of mechanisms for ensuring constitutional stability, actually have been replaced by their opposite - unconstitutional "fears" of political elites to lose their power or to give up some private interests to achieve common goals and form a truly democratic political society.


Ключевые слова: изменение конституции, формальные пределы изменения конституции, стабильность конституции, стабильность и динамизм, жесткие и гибкие, усложненная процедура изменения конституции, постсоветские государства.


Keywords: constitutional change, formal limits of constitutional change, stability of constitution, stability and dynamism, rigid and flexible, complicated procedure of constitutional change, Post-Soviet states.


Механизмы обеспечения стабильности конституции в постсоветских государствах


Автор


Д.Г. Шустров - доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук


Журнал "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2018, N 4