• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Соотношение права и справедливости в либертарно-юридической теории В.С. Нерсесянца (В.В. Лапаева, журнал "Труды Института государства и права РАН", N 4, июль-август 2018 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Лапаева В.В. Соотношение права и справедливости в либертарно-юридической теории В.С. Нерсесянца


Lapaeva, V.V. Relationship between Law and Equity in V.S. Nersesyants' Libertarian Legal Theory


В.В. Лапаева - Институт государства и права Российской академии наук


V.V. Lapaeva - Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences


Осмысление права невозможно без уяснения его соотношения со справедливостью, поэтому каждая теория права, претендующая на самостоятельное место в истории философско-правовой мысли, должна обозначить специфику своего подхода к этой проблеме. Новизна разработанной академиком В.С. Нерсесянцем либертарно-юридической теории и соответствующего ей типа правопонимания связана с выявлением сущностного признака и принципа права - формального равенства в свободе, раскрываемого через триединство равной меры, свободы и справедливости. Принцип формального равенства объединяет онтологию, аксиологию и гносеологию права и определяет всю историю правового развития - от начальных этапов генезиса права до современных представлений о праве будущих поколений. В рамках такого подхода "справедливость" - это сущностное начало права, характеризующее процесс и итог правового упорядочивания общественных отношений посредством уравнивания людей в их свободе.

Два других теоретически последовательных типа правопонимания - юридический позитивизм и юснатурализм - иначе трактуют данную проблему: позитивистские теории исключают идею справедливости из сферы права, а с точки зрения юснатурализма "справедливость" - это имманентная для правовой сферы категория морального порядка, являющаяся лишь одной из значимых морально-правовых ценностей. При этом даже если та или иная версия юснатуралистской аксиологии признает ведущее место справедливости в своей системе ценностей, она не рассматривает справедливость как универсальный сущностный принцип права и, следовательно, не трактует все остальные ценности как модификацию и конкретизацию принципа справедливости.

Проблема справедливости в теории В.С. Нерсесянца анализируется в статье в контексте широкого философско-правового дискурса, в центре которого - соотношение индивидуальной свободы и социальной солидарности. Данная бинарная оппозиция рассмотрена в рамках смыслового пространства теорий справедливости, очерченного двумя основными ментальными традициями европейской правовой культуры: античной (основанной на идее равенства) и христианской (тяготеющей к пониманию справедливости как милосердия). С позиций такого подхода для сравнительного анализа избраны концепции справедливости, разрабатываемые сторонниками экономического неолиберализма (М. Фридман, Р. Нозик, Ф. Хайек), коммунитаризма (М. Сандэл, М. Уолцер, Э. Макинтайр, Ч. Тейлор), делиберативной демократии (Д. Ролз, Ю. Хабермас) и радикальной демократии (Ш. Муфф, Э. Лаклау).

Либертарно-юридическая теория права значительно отличается от перечисленных подходов к пониманию справедливости. Однако можно констатировать наличие определенной мировоззренческой близости между теорией В.С. Нерсесянца и некоторыми идеями радикальных демократов, связанными прежде всего с обоснованием ими принципа демократической эквивалентности. Данный принцип, призванный противостоять сугубо индивидуалистической трактовке прав человека и негативной концепции свободы, релевантен принципу правовой компенсаторности в теории В.С. Нерсесянца, а также его представлениям о процессе исторического развития права как о синтезе тенденций к унификации права (т.е. универсализации правового регулирования в глобальном масштабе) и к плюрализации права (связанной с применением принципа формального равенства ко все большему числу различных социальных групп). Политический потенциал такого подхода наиболее отчетливо проявляется в разработанной В.С. Нерсесянцем концепции цивилизма как постсоциалистического общественного строя, который мог бы сложиться на основе равносправедливой десоциализации так называемой социалистической собственности.


Any comprehensive legal theory, asserting its own place in the history of legal philosophy, should identify a relationship between law and equity and specify its particular approach to the matter. The libertarian legal theory, that was developed by the academician V.S. Nersesyants and the basic philosophical approaches towards understanding of law to which it corresponds are quite innovative: the theory highlights the substantial legal quality and principle of law - formal equality in liberty, is expanded as a trinity of equal measure, liberty and equity. The principle of formal equality includes the ontology, axiology and epistemology of law; it has shaped the evolution of law, determining the very genesis of law and our vision of its future. Within this approach equity is a substantial principle of law; it characterizes the process and the results of legal regulation in society by equating people in liberty.

Other theoretically consistent basic philosophical approaches towards understanding of law such as legal positivism and natural law interpret the concept differently: in positivism the concept of equity is excluded from the field of law, yet in natural law it is a moral category which is immanent to the legal order and has a significant moral and legal value. Meanwhile, even if one of the existing versions of natural law axiology recognizes the leading place of equity in the system of values, it doesn't consider equity to be a universal principle in law, and therefore, refuses to consider other values as being modifications or aspects equity.

The concept of equity in Nersesyants' theory is considered in a broad legal philosophy discourse, that is focused on the relationship between individual freedom and social solidarity. This binary opposition was studied in the context of legal theories of justice, which is related to two major traditions in the European legal culture: the tradition of Classical antiquity that is based on the idea of equality; and Christian tradition that associates fairness with mercy. Thus, for the purposes of comparative analysis it was appropriate to select concepts of justice that were developed by the proponents of neo-liberal economics (M. Friedman, R. Nozick, F. Hayek), communitarianism (M. Sandel, M. Walzer, A. Macintyre, Ch. Taylor), deliberative democracy (D. Rawls, J. Habermas) and radical democracy (C. Mouffe, E. Laclau).

Libertarian legal philosophy differs significantly from these visions of equity; however, one can see the similarity between Nersesyanz' thoughts and the ideas of the radical democrats, particularly those arguing for the democratic equivalence principle. This principle, which was designed to counter an extremely individualistic interpretation of human rights and a negative concept of freedom, is relevant to the compensatory legal principle in Nersesyants' theory and his views on legal history. According to V.S. Nersesyants, law is evolving towards the universality of global legal regulation and the legal pluralism, which is connected with the application of the formal equality principle to an increasing number of social groups. The political potential of the above approach is most clearly manifested in Nersesyants' "concept of civilism," which was suggested as a model for the post-soviet social order from which the de-socialization of the so called socialist ownership could arise.


Ключевые слова: справедливость, право, свобода, равенство, правопонимание, либертарно-юридическая теория, либертаризм, коммунитаризм, делиберативная демократия, радикальная демократия, В.С. Нерсесянц


Keywords: equity, law, liberty, equality, legal awareness, the libertarian legal theory, libertarianism, communitarianism, deliberative democracy, radical democracy, V.S. Nersesyants


Соотношение права и справедливости в либертарно-юридической теории В.С. Нерсесянца


Автор


В.В. Лапаева - Институт государства и права Российской академии наук


Журнал "Труды Института государства и права РАН", 2018, N 4