Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Поляков А.В. Дефицит свободы как политико-правовая проблема
Polyakov A.V. Freedom deficit as a political and legal challenge
А.В. Поляков - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета.
A.V. Polyakov - Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, Professor of the Theory and History of State and Law Department, Saint Petersburg State University.
Свобода - феномен, неразрывно связанный с субъектом-человеком и с правом. Право есть там, где признается свобода (равная правосубъектность) людей, а значит, признаются и взаимные ограничения свободы. Однако наряду с "человекоцентристской" трактовкой свободы существуют и такие подходы, которые связывают свободу не с человеком, а с надындивидуальными феноменами, такими как государство, нация, Бог, Родина, суверен и т.д. Актуальной является задача синтеза этих взаимообусловленных, но противоположных подходов. Определенные модели такого синтеза мы можем найти в истории русской правовой мысли.
Перед современной Россией стоит проблема выбора между консерватизмом и либерализмом, причем этот выбор связан с движением или в сторону имперской цивилизации, или к построению правового государства. Проблема такого выбора может быть рассмотрена, в частности, на примере творчества П.И. Новгородцева, который прошел путь от либерализма до радикального консерватизма, отрицающего основы западноевропейской философии права.
Отказ от принципа автономной (свободной) человеческой личности ведет к различным вариантам этатистского правопонимания или фашистским доктринам, которые нашли выражение, например, в работах Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса и Ф. Энгельса, К. Шмитта. У консерваторов (националистов), фашистов и коммунистов (радикальных социалистов) имеется общий враг - либерализм, а связывают их общие ценности и общее (в определенном ракурсе) мировоззрение. В этом мировоззрении объектами критики выступают права человека, демократия и свободная (рыночная) экономика (т.е. те ценности, на которых основана действующая российская Конституция); целое (государство/нация/общество/класс) превалирует над частью (человеческой личностью), а насилие и несвобода являются имманентным состоянием государственно организованного социума. Между тем государство - это не аппарат насилия и не самодовлеющее целое, а система коммуникативных отношений между свободными людьми. Одной из главных задач юридической науки является защита идеи свободы. Выдающуюся роль в актуализации и прояснении смысла этой идеи сыграли труды академика В.С. Нерсесянца.
Правовая свобода может быть рассмотрена в трех аспектах: (1) как свобода воли, т.е. возможность выбирать вариант своего поведения, (2) как экзистенциальная свобода - изначальное условие существования субъекта права и (3) как условие и средство развития и совершенствования человеческой личности и общества (внешняя, социальная свобода). Реализация всех этих проявлений свободы возможна в контексте синтетической либерально-консервативной идеологии, одним из представителей которой был И.А. Ильин. Сегодня эти идеи утверждаются в рамках коммуникативной философии права, обосновывающей самопринадлежность (автономию) человека, его достоинство, ответственность и уважение к себе, стремление к реализации вовне, исполнение правовых обязанностей и борьбу за свои права, а также обязанность государства способствовать сохранению и творческому развитию личной свободы.
Ключевые слова: право, свобода, автономия человеческой личности, либеральный консерватизм, права человека, либертарная теория права В.С. Нерсесянца, коммуникативная философия права, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин
Freedom is a phenomenon continuously coupled with an actor - a human being and the right. The right exists where the human freedom (equal legal personality) is recognized and therefore mutual restrictions of freedom are recognized as well. However, along with a "human-centric" interpretation of freedom there are certain approaches that associate freedom not with a human being but rather with supra-individual phenomena such as state, nation, God, Homeland, sovereign etc. The synthesis of these interdependent, although opposite approaches is an urgent issue. We can trace certain models of such synthesis in the history of the Russian legal thought.
Modern Russia is facing the problem of choosing between conservatism and liberalism, whereby this choice is driven by a move either towards imperial civilization or towards building a state based on the rule of law. The problem of such choice can be illustrated, in particular, on the example of creativity of P.I. Novgorodtsev who worked his way from liberalism to radical conservatism denying the basics of the Western European philosophy of law.
The withdrawal of the principle of an independent (free) human personality results in different options of "statecraft" legal consciousness or fascist doctrine, which were translated, for example, into works of G.V.F. Hegel, K. Mare and F. Engels, K. Schmitt. The conservatives (nationalists), fascists and communists (radical socialists) have a common enemy - liberalism, while they are bound by common values and common (at a certain angle) worldview. In this worldview the objects of criticism are the human rights, democracy and free market economy (in other words, values which the present-day Russian constitution is based upon); the whole (state/nation/society/class) prevails over the part (human personality), and violence and non-freedom are the inherent state of a publicly organized social community. Meanwhile, the state is not a machine of violence and not a self-sufficient whole but a system of communicative relationships between free people. One of the principal objectives of legal science is to safeguard the concept of freedom. The proceedings of academician Nersesyants played an outstanding role in the mainstreaming and clearing the meaning of this concept.
The legal freedom can be addressed in three aspects: (1) as a freedom of will, i.e. a freedom to choose one's behavioral option, (2) as existential freedom - a precondition for existence of a person at law and (3) as a condition and means of developing and improving of a human personality and society (external social freedom). The actualization of all these manifestations of freedom is possible in the context of synthetic liberal & conservative ideology, one of the representatives of which was I.A. Il'in. Today these concepts are maintained within the scope of communicative philosophy of law underpinning the self-ownership (autonomy) of a human being, its dignity, responsibility and self-respect, willingness to fulfill oneself outwardly, performance of legal commitments and struggle for one's rights as well as the commitment of the state to contribute to preservation and creative development of personal freedom.
Keywords: law, freedom, the autonomy of the individual, liberal conservatism, human rights, V.S. Nersesyants' libertarian legal theory, communicative legal philosophy, P.I. Novgorodzev, I.A. Il'in
Дефицит свободы как политико-правовая проблема
Автор
А.В. Поляков - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета
Журнал "Труды Института государства и права РАН", 2018, N 4