Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Тимошина Е.В. Разделительный тезис либертарно-юридической теории и основания действительности права
Timoshina E.V. The separation thesis of the libertarian legal theory and the foundation of validity of law
Е.В. Тимошина - Санкт-Петербургский государственный университет
E.V. Timoshina - Saint Petersburg State University
Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований научного проекта N 18-011-01195 "Действительность и действенность права: теоретические модели и стратегии судебной аргументации".
Либертарная теория права, будучи непозитивистской, отстаивает тезис о разделении морали и права, который считается типично позитивистским. Вопрос о соотношении морали и права является одним из аспектов проблематики действительности права, которая обращается к фундаментальным вопросам правовой онтологии: каковы основания действительности права, роль принуждения в праве и др. Различные ответы на эти и другие релевантные вопросы обусловливают фундаментальные расхождения между двумя традициями правовой мысли - естественно-правовой и позитивистской. Ответы, которые могут быть получены в рамках либертарной теории, представляют большой интерес в связи с тем, что она заявляет о своем синтетическом характере.
В вопросе трактовки бытия права и оснований его действительности либертарная теория отрицает социальный тезис юридического позитивизма и исходит из позиции реализма (в логическом смысле данного понятия), согласно которой право в его различении с законом есть объективная идеальная сущность, бытийствующая до позитивного права, наряду с ним и существующая, являющаяся в нем. Вопрос соотношения должного и сущего рассматривается в либертарной теории в генетическом и онтологическом аспектах: если на вопрос о генезисе сущности права она дает противоречивый ответ, то в онтологическом аспекте должное - принцип формального равенства - безусловно определяет сферу сущего, которую образуют позитивное право и государство. Универсальный принцип формального равенства, как специфичный для права и отличающий право от других нормативных порядков, является основанием действительности позитивного права. Вместе с тем из анализа либертарной теории следует вывод о тождестве права и прав человека, а следовательно, именно права человека составляют основание действительности позитивного права.
Разделительный тезис либертарной теории означает, что основанием действительности позитивного права не может быть та или иная система морали, следовательно, аморальность позитивного права не лишает его юридической действительности. Вместе с тем автор статьи полагает возможным говорить о моральных основаниях принципа формального равенства.
Принуждение в либертарной теории понимается исключительно как физическое принуждение - это "сила", сообщаемая праву государством. Основание действительности позитивного права - принцип формального равенства - является также и основанием правомерности принуждения, позволяя дифференцировать его от неправового применения силы - насилия. Исходя из модели дуализма права и государства, либертарная теория акцентирует их необходимую связь: государство рассматривается как служитель права - свободы, прав человека.
Либертарная теория, с учетом трактовки ею оснований действительности права, может быть отнесена к традиции естественного права, в развитие которой она внесла выдающийся вклад - естественное право наконец обрело свой правовой характер. Она может быть охарактеризована как монистическая деонтологическая антропоцентристская теория естественного права с исторически изменяющимся содержанием.
The article was prepared within the framework of the scientific project No. 18-011-01195 "Validity and Efficacy of Law: Theoretical Models and Strategies of Judicial Argumentation", supported by the Russian Foundation for Basic Research.
The libertarian theory of law, as a non-positivist conception of law, defends the separation of morality and law thesis, a thesis that is typically positivistic. The question of the relationship between morality and law is a part of the validity of law problem, which refers to the fundamental issues of legal ontology: the grounds for the validity of law, the role of coercion in law, etc. Different answers to these and other relevant questions cause fundamental distinctions between two traditions of legal thought - natural law and positivistic. The answers that can be obtained within the framework of the libertarian theory are of great interest in connection with the thesis of its synthetic nature.
In the question of the interpretation of the existence of law and the grounds of its validity, the libertarian theory denies the social thesis of legal positivism and stands on the position of realism (in the logical sense of this concept), according to which law in its distinction with statute is an objective ideal entity, existing before positive law, along with it, and appearing in it. The question of correlation between Is and Ought is considered in the libertarian theory in genetic and ontological aspects: if it gives a contradictory answer to the genesis of the essence of law, then in the ontological aspect Ought - the principle of formal equality - certainly determines the sphere of Is, which is formed by positive law and state. The universal principle of formal equality, as specific to the law and distinguishing the law from other normative orders, is the basis of the validity of positive law. At the same time, the analysis of the libertarian theory leads to the conclusion of the identity of law and human rights, and consequently, it is human rights that form the basis of the validity of positive law.
The separation thesis of the libertarian theory means that the basis of the validity of a positive law cannot be one or another system of morality, therefore, the immorality of a positive law does not deprive it of legal validity. However, the author believes it is possible to talk about the moral foundations of the principle of formal equality.
In the libertarian theory, coercion is understood exclusively as physical coercion - a "force" assigned to law by state. The basis of the validity of positive law - the principle of formal equality - is also the basis of the legitimacy of coercion, allowing it to be differentiated from the illegal use of force - violence. Based on the model of dualism of law and state, the libertarian theory emphasizes their necessary connection: the state is considered as a servant of law - liberty, human rights.
The libertarian theory, taking into account its interpretation of the grounds of the validity of the law, can be attributed to the tradition of natural law, in the development of which it has made an outstanding contribution - natural law has finally acquired its legal character. It can be described as a monistic deontological anthropocentric theory of natural law with historically changing content.
Ключевые слова: либертарная теория права, юридический позитивизм, естественное право, право, мораль, онтология права, действительность права, принцип формального равенства, права человека, В.С. Нерсесянц
Keywords: libertarian legal theory, legal positivism, natural law, law, morality, ontology of law, validity of law, principle of formal equality, human rights, V.S. Nersesyants
Разделительный тезис либертарно-юридической теории и основания действительности права
Автор
Е.В. Тимошина - Санкт-Петербургский государственный университет
Журнал "Труды Института государства и права РАН", 2018, N 4