В результате дорожно-транспортного происшествия вред был причинен транспортному средству потерпевшего, который обратился в свою страховую компанию за возмещением ущерба. Потерпевший подписал направление на ремонт своего автомобиля. В направлении на ремонт не была указана покраска бампера, так как на этом бампере была другая царапина, которая образовалась до дорожно-транспортного происшествия, именно поэтому страховая компания отказала в покраске бампера.
Возможно ли отказаться от направления на ремонт в данной ситуации и потребовать от страховой компании денежную компенсацию? Правомерен ли отказ страховой компании в покраске бампера?
Как правило, потерпевший вправе выбрать один из способов возмещения вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), включая организацию и оплату восстановительного ремонта либо получение суммы страховой выплаты (п. 15 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ)). Исключение из этого правила установлено для легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в РФ.
Согласно п. 15.1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ)) страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в РФ, осуществляется в соответствии с п. 15.2 той же статьи или в соответствии с п. 15.3 указанной статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре). Это правило, в свою очередь, также предусматривает исключения, перечень которых приведен в п. 16.1 ст. 12 Закона N 40-ФЗ, позволяющих потерпевшему (выгодоприобретателю) требовать от страховщика выдачи (или перечисления) суммы страховой выплаты. Такой способ страхового возмещения вреда реализуем, например, в случаях, когда ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего (абзац шестой п. 15.2 ст. 12 Закона N 40-ФЗ) или когда у страховщика отсутствует возможность организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания (абзац второй п. 3.1 ст. 15 Закона N 40-ФЗ). Осуществление страховой выплаты потерпевшему возможно также на основании соглашения в письменной форме, заключенного между потерпевшим и страховщиком (пп.пп. "е", "ж" п. 16.1 ст. 12 Закона N 40-ФЗ, смотрите в связи с этим также информацию Банка России "Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО").
Абзацем вторым п. 15.1 ст. 12 Закона N 40-ФЗ определено, что страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго п. 19 той же статьи.
Обратим внимание, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля может быть определена по результатам проведения независимой технической экспертизы. Такая экспертиза проводится с использованием Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (далее - Единая методика), утвержденной Положением Банка России от 19.09.2014 N 432-П (п.п. 1, 3 ст. 12.1 Закона N 40-ФЗ).
При этом по смыслу п. 4.15 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (установлены Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П, далее - Правила обязательного страхования), п. 3.1 Единой методики расходами на восстановительный ремонт (восстановительными расходами) являются расходы, необходимые для приведения имущества (автомобиля) в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (ДТП). В случае причинения вреда имуществу потерпевшего размер страхового возмещения определяется в размере восстановительных расходов.
В соответствии с абзацем пятым п. 1.6 Единой методики необходимый и достаточный набор (комплекс) работ по восстановительному ремонту транспортного средства устанавливается в зависимости от характера и степени повреждения отдельных частей, узлов, агрегатов и деталей на основе технологии предприятия-изготовителя или сертифицированных ремонтных технологий с учетом особенностей конструкции деталей (узлов, агрегатов), подвергающихся ремонтным воздействиям, выполнения в необходимом и достаточном объеме вспомогательных и сопутствующих работ по разборке/сборке, регулировке, подгонке, окраске, антикоррозийной обработке и так далее для обеспечения доступа к заменяемым и ремонтируемым частям, узлам, агрегатам и деталям, сохранности сопряженных частей, узлов, агрегатов и деталей и соблюдения требований безопасности работ.
Абзацем двенадцатым того же пункта также предусмотрено, что окрасочные работы назначаются в минимально допустимом технологией производителя объеме, позволяющем восстановить доаварийные свойства транспортного средства. При значительном объеме окрашиваемых деталей эксперт-техник проверяет экономическую целесообразность проведения наружной окраски кузова в совокупности с окраской внутренних поверхностей деталей, подлежащих ремонтным воздействиям в случае, если таковая предусмотрена технологией производителя транспортного средства.
В ряде случаев, поименованных в абзаце тринадцатом п. 1.6 Единой методики, окраска детали автомобиля при проведении восстановительного ремонта не назначается. В частности, это касается случаев, когда на момент ДТП на детали имелась сквозная коррозия, либо уже требовалась окраска более 25 процентов ее наружной поверхности, либо цвет окраски поврежденной детали не соответствует основному цвету кузова транспортного средства (за исключением случаев специального цветографического оформления).
Иными словами, окраска бампера автомобиля при восстановительном ремонте должна назначаться с учетом характера повреждения и цели выполнения ремонтных работ - восстановления того состояния транспортного средства, которое оно имело до совершения ДТП. Восстановительный ремонт не включает работы, необходимые для устранения повреждений, не связанных со страховым случаем (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2018 N 17АП-20316/17).
Таким образом, вопрос о необходимости окраски бампера в рассматриваемом случае должен решаться в зависимости от конкретных обстоятельств. Если такая окраска связана лишь с устранением повреждений, причиненных автомобилю до совершения упомянутого ДТП, либо имеются обстоятельства, указанные в абзаце тринадцатом п. 1.6 Единой методики, отказ в определении суммы страхового возмещения с учетом стоимости окраски бампера правомерен.
Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае у потерпевшего возникли разногласия со страховщиком, связанные с определением стоимости восстановительного ремонта (потерпевший полагает, что эта стоимость должна учитывать окраску бампера). Ни Закон N 40-ФЗ, ни Правила обязательного страхования не указывают на то, что в случае несогласия с определенной страховщиком стоимостью восстановительного ремонта потерпевший (если он является гражданином и вред причинен автомобилю, находящемуся в его собственности и зарегистрированному в РФ) вправе потребовать от страховщика выплаты страхового возмещения в денежной форме. Поэтому, с нашей точки зрения, изложенные в вопросе обстоятельства не свидетельствуют о наличии у потерпевшего права отказаться от возмещения причиненного вреда в натуре (направления автомобиля на ремонт).
Однако потерпевший не лишен права оспорить размер страхового возмещения и взыскать со страховщика недостающую сумму (в пределах страховой суммы, определенной договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Правомерность такого требования будет оцениваться судом с учетом фактических обстоятельств спорной ситуации.
При наличии разногласий по вопросу определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля судом по ходатайству стороны спора может быть назначена судебная техническая экспертиза (постановление АС Поволжского округа от 26.07.2017 N Ф06-21055/17, апелляционное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 01.03.2017 по делу N 33-3290/2017).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
25 апреля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.