Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

§ 3.4. Сценарии реализации предложенных мер

§ 3.4. Сценарии реализации предложенных мер

 

Поскольку необходимость формирования комплексной регуляторной политики на данный момент не является консенсусом в российской политической элите, возможно предположить осуществление в 2018-2024 годах двух основных сценариев реализации мер, предложенных выше.

 

Сценарий 1 (проактивный)

 

Включение в президентский Указ о реформировании государственного управления в Российской Федерации (в случае его издания) ряда мер, позволяющих осуществить ключевое переключение регуляторной реформы - запуск дерегулирования. Среди таких мер можно было бы назвать:

(в срок до 1 сентября 2018 года) представить предложения по созданию центрального органа по дерегулированию и определению его места в системе органов государственной власти Российской Федерации с учетом обязательности его решений для органов исполнительной власти и ведущей методологической роли в проведении дерегулирования и реформы контрольно-надзорной деятельности;

(в срок до 1 июля 2019 года) провести анализ действующих нормативных правовых актов в приоритетных сферах нормативного правового регулирования (в области реализации национальных целей социально-экономического развития), определить принципы и критерии избыточности установленных данными нормативными правовыми актами требований, определить перечень нормативных правовых актов, которые на основе выработанных критериев необходимо отменить либо в которые необходимо внести изменения и дополнения;

(в срок до 31 декабря 2018 года) разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания проект федерального закона "О нормативных правовых актах", определяющего систему НПА, их иерархию, способы разрешения коллизий, внедряющего в правотворчество современные инструменты регуляторной политики, в том числе осуществить кодификацию существующих инструментов, рассмотрев возможность создания интегрированной оценки воздействия;

(в срок до 1 октября 2018 года) разработать и внести в Регламент Правительства Российской Федерации и Правила разработки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти изменения, устанавливающие, что нормативные правовые акты, ухудшающие условия осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, должны быть опубликованы не менее чем за 180 дней до их вступления в силу в фиксированные даты вступления нормативных правовых актов в силу; исключающие возможность внесения изменений в проекты ведомственных НПА, постановлений Правительства РФ, указов Президента Российской Федерации и проектов федеральных законов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и прошедших оценку регулирующего воздействия, приводящих к ухудшению условий осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности после проведения такой оценки;

(с 1 января 2019 года) распространить модель стандартных издержек бизнеса на измерение административных издержек органов государственной власти, подведомственных бюджетных организаций и граждан;

(с 1 января 2019 года) ввести в действие Стандарт необходимости доказывания регулирования.

Среди индикаторов данного Указа предлагается указать на необходимость обеспечения роста Российской Федерации по показателю качества регулирования в составе Индекса качества государственного управления Всемирного банка (WGI RQ) со значений "-0,42" в 2016 году до "+1,0" в 2024 году. Комплекс мер по достижению данной цели потребует усилий по улучшению позиций сразу в 12 различных индексах и рейтингах, из которых в настоящее время лишь Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума включен в состав KPI федеральных органов государственной власти (см. Приложение 4). Само многообразие данных показателей практически исключает возможность их искусственного подтягивания и потребует проведения последовательной регуляторной политики. В результате к 2024 году Россия сможет продвинуться по показателю WGI RQ в группу тех стран бывшего соцлагеря, которые уже успешно провели регуляторные реформы (таких как Польша, Грузия, страны Прибалтики).

При реализации данного сценария создаваемая к 1 октября 2018 года Комиссия по дерегулированию смогла бы взять на себя дальнейшую координацию остальных мер, не вошедших в "первый регуляторный пакет", таким образом выступая драйвером дальнейших изменений.

 

Сценарий 2 (инерционный)

 

Подготовка до конца 2018 года силами заинтересованных ведомств, бизнес-сообщества и экспертных кругов проекта Указа Президента РФ "О мерах по совершенствованию регуляторной политики в Российской Федерации" (то есть выпуск "секторального" указа, по аналогии с Указом Президента РФ "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" от 21.12.2017 N 618).

В данном Указе предлагается сопоставить все меры, изложенные в Главе 3, с конкретными исполнителями и сроками (корректируемыми с учетом сроков выпуска Указа), а также предложить более развернутые индикаторы исполнения, в том числе:

К 2024 году все проекты НПА (разработанные в ИОГВ и внесенные любыми субъектами законодательной инициативы), оказывающие совокупное воздействие на бизнес и общество более 500 млн. рублей, проходят обязательную предварительную оценку воздействия и в случае отрицательного заключения возвращаются разработчику (инициатору);

обеспечен рост Российской Федерации по показателю качества регулирования в составе Индекса качества государственного управления Всемирного банка (WGI RQ) со значений "-0,42" в 2016 году до "+1,0" в 2024 году (соответствует позициям стран с переходной экономикой, уже входящих в ОЭСР).

Основной риск при реализации данного сценария состоит в том, что подготовка комплексного Указа и всего пакета изменений в законодательство, разработки методических рекомендаций и т.п. - без центрального органа по регуляторике - будет наталкиваться на аппаратное сопротивление и возражения частных групп по интересам, так что он не будет выпущен в течение "окна возможностей" после формирования нового правительства (6-12 месяцев).