§ 4. Хранение документов нотариусом (архивное дело)
1. Примерная и Индивидуальная номенклатуры дел. Составление номенклатуры дел
Для учета документов, группировки документов в дела, определения сроков их хранения нотариусом, занимающимся частной практикой, или государственной нотариальной конторой утверждается Номенклатура дел на соответствующий год.
Номенклатура дел - систематизированный перечень заголовков дел, образующихся в процессе деятельности государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой, с указанием сроков хранения дел.
В нормативных актах используются два понятия: "Индивидуальная номенклатура" и "Примерная номенклатура".
Индивидуальная номенклатура - это номенклатура дел нотариуса, занимающегося частной практикой, и государственной нотариальной конторы. Индивидуальная номенклатура составляется на основе Примерной номенклатуры дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой.
Примерная номенклатура дел предназначена для использования в качестве основного методического документа при подготовке Индивидуальной номенклатуры дел для государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой.
В настоящее время действует Примерная номенклатура дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой (утв. решением Правления ФНП от 12 ноября 2012 г., приказом Минюста России от 19 декабря 2013 г. N 229*(91)).
Примерная номенклатура определяет порядок формирования документов в дела, систематизации, идентификации, индексации и сроки хранения дел.
Уменьшение сроков хранения, установленных Примерной номенклатурой дел, при составлении Индивидуальной номенклатуры дел запрещается.
При введении законодательными актами Российской Федерации новых нотариальных действий в Примерную номенклатуру дел вносятся соответствующие изменения, связанные с дополнением новыми заголовками дел и указанием сроков хранения вновь введенных дел. До внесения изменений в Примерную номенклатуру дел нотариус, занимающийся частной практикой, или государственная нотариальная контора вправе включить в действующую Индивидуальную номенклатуру новые заголовки дел. При этом графа "Срок хранения" заполняется только после внесения дополнений в Примерную номенклатуру дел.
Разделы Примерной номенклатуры дел объединяют наименования дел по функциональному признаку в соответствии с деятельностью государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой.
Примерная номенклатура дел состоит из двух разделов.
В раздел "Организация нотариальной деятельности" включены дела: организационно-распорядительные, отчетности, финансирования и бухгалтерии, по работе с персоналом, регистрационно-контрольные и учетные.
В раздел "Совершение нотариальных действий" включены дела, связанные с совершением нотариальных действий.
Содержание Индивидуальной номенклатуры. На основании Примерной номенклатуры дел формируется Индивидуальная номенклатура дел, состоящая из следующих граф: индекс дела (графа 1), заголовок дела (графа 2), количество томов, частей (графа 3), срок хранения дела, номера статей (графа 4), примечание (графа 5). В Индивидуальную номенклатуру дел включаются дела, образующиеся в процессе деятельности конкретной государственной нотариальной конторы или конкретного нотариуса, занимающегося частной практикой, на основе изучения состава, содержания и количества документов.
В соответствии с Приказом Минюста России от 19 декабря 2013 г. N 229 обязательно в индивидуальную номенклатуру дел включаются дела, содержащие:
- номенклатуру дел;
- документы, являющиеся основанием для осуществления нотариальной деятельности (заверенные копии приказов о наделении полномочиями нотариуса, а также о его замещении, копии лицензий);
- копии договоров страхования гражданской ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой;
- законы и иные нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, приказы, распоряжения, методические документы Министерства юстиции РФ, его территориальных органов и нотариальных палат.
Помимо этого, обязательно рекомендуется включить в Индивидуальную номенклатуру все книги и журналы, предусмотренные Примерной номенклатурой, даже если ранее эти дела в деятельности нотариуса не возникали. Данная рекомендация основана на том, что все книги и журналы до внесения в них первой записи должны быть пронумерованы, прошиты и заверены подписью должностного лица с проставлением печати нотариальной палаты соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, при обращении клиента нотариус должен внести запись в уже заведенные и оформленные в соответствии с Правилами книгу или журнал.
Новые заголовки дел, не предусмотренные Примерной номенклатурой, если они не объединяют или не разделяют предусмотренные Примерной номенклатурой дела, нотариус вправе включить в Индивидуальную номенклатуру дел только в связи с введением законодательными актами Российской Федерации нового нотариального действия или нового документа, обязательного для нотариуса, как это предусмотрено п. 50 Правил. При этом срок хранения такого дела указывается в Индивидуальной номенклатуре нотариуса только после внесения дополнений в Примерную номенклатуру.
В графе 1 указывается каждое дело, включенное в индивидуальную номенклатуру дел, которое имеет строго определенный индекс. Индекс дела состоит из установленного цифрового обозначения раздела и порядкового номера заголовка дела по Примерной номенклатуре дел в пределах раздела. Дела, неоконченные производством в течение одного года, являются переходящими и вносятся в индивидуальную номенклатуру дел следующего года с тем же индексом. При присвоении нотариусом индекса делу цифровое обозначение раздела Примерной номенклатуры должно обязательно сохраняться, а порядковый номер заголовка дела может меняться нотариусом по своему усмотрению. Например, номенклатурное дело "Приказы по личному составу" в Примерной номенклатуре указано с индексом 01-08. Часть 01 нотариус не вправе менять, а вместо 08 может быть указан иной порядковый номер - в зависимости от дел, заводимых нотариусом у себя в производстве.
Графа 2 включает заголовки дел. При перенесении заголовков дел из Примерной номенклатуры дел в Индивидуальную номенклатуру дел возможны уточнения заголовков, предложенных Примерной номенклатурой дел, их конкретизация. Допускается:
- объединение в одно дело нескольких взаимосвязанных по содержанию и одинаковых по срокам хранения заголовков из Примерной номенклатуры дел;
- разделение одного дела, предусмотренного Примерной номенклатурой дел.
Заголовок дела должен в обобщенной форме отражать основное содержание документов дела (завещания, брачные договоры), вид заводимого дела (книга, журнал) или вид документов (акты, постановления). Если дело состоит из нескольких томов, делу присваивается общий заголовок, а каждому тому - свой номер. В номенклатуру дел включаются наименования (заголовки) дел, отражающие всю документируемую деятельность нотариуса, в том числе реестры, книги, журналы.
Графа 3 "Количество частей (томов)" заполняется в индивидуальной номенклатуре дел по окончании календарного года. Дела, состоящие из нескольких томов, имеют общий индекс. На обложке каждого тома указывается его порядковый номер. В графу 3 номенклатуры дел по окончании календарного года вписывается количество частей или томов дела, находящихся в производстве.
В графе 4 указываются сроки хранения дел и статьи по Перечню в соответствии с Примерной номенклатурой дел.
Сроки хранения, установленные в Примерной номенклатуре, согласованы с Центральной экспертной комиссией Министерства юстиции РФ, Федеральной нотариальной палатой и Центральной экспертно-проверочной комиссией при Федеральном архивном агентстве (п. 5 Примерной номенклатуры дел). Поэтому изменение сроков хранения и установление своих сроков хранения нотариусом или нотариальной палатой не допускаются.
В графе 5 делаются пометки о не начатых или переходящих на следующий год делах (например, переходящее с 2004 г.), передаче дел в архив, выделении дел к уничтожению, другие дополнительные пометки.
Переходящие дела - дела, ведущиеся в течение нескольких календарных лет. Не могут быть переходящими:
- реестры для регистрации нотариальных действий;
- дела, состоящие из документов, относящихся к определенным нотариальным действиям, совершенным в календарном году и оконченным производством, если иное не предусмотрено Правилами.
Если в течение года у нотариуса, занимающегося частной практикой, или в государственной нотариальной конторе образуются новые дела, не предусмотренные Примерной номенклатурой дел, они дополнительно вносятся в Индивидуальную номенклатуру дел. Для внесения новых дел, не предусмотренных в номенклатуре дел, но сформированных в течение календарного года, в конце структурного раздела Индивидуальной номенклатуры дел оставляют два-три резервных индекса дел (без указания заголовков). Необходимо учитывать, что нотариус не может "сочинить" свое дело, не предусмотренное Примерной номенклатурой или не являющееся новым нотариальным действием, например номенклатурное дело "Штатное расписание", и внести его в Индивидуальную номенклатуру. Новые дела и сроки их хранения должны быть определены на уровне Российской Федерации.
Порядок составления и оформления Индивидуальной номенклатуры. Индивидуальная номенклатура дел составляется на каждый календарный год не позднее 1 декабря предшествующего года по форме согласно образцу*(92). Индивидуальная номенклатура дел составляется в двух экземплярах, подписывается составившим ее лицом и представляется до 1 декабря текущего года нотариусом, занимающимся частной практикой, в нотариальную палату, государственной нотариальной конторой - в территориальный орган юстиции для утверждения. Проставление печати на номенклатуре Правилами не предусмотрено.
Утверждение номенклатуры дел государственной нотариальной конторы производится приказом территориального органа, а нотариуса, занимающегося частной практикой, - уполномоченным должностным лицом нотариальной палаты. Оба экземпляра утвержденной номенклатуры дел возвращаются нотариусу, занимающемуся частной практикой, или в государственную нотариальную контору.
Индивидуальная номенклатура вводится в действие с 1 января следующего года. В делах нотариуса должен быть документ о введении в действие Индивидуальной номенклатуры. Это может быть приказ нотариуса, который является организационно-распорядительным документом и помещается в дело организационно-распорядительных документов.
Нотариус, занимающийся частной практикой, вновь назначенный на должность, или нотариус во вновь созданной государственной нотариальной конторе обязан в течение месяца со дня начала работы в должности нотариуса или со дня работы государственной нотариальной конторы разработать номенклатуру дел и представить ее для утверждения соответственно в нотариальную палату или территориальный орган юстиции. По окончании года номенклатура дел закрывается итоговой записью о категориях и количестве дел, находящихся в производстве в соответствующем году*(93), являющейся самостоятельным документом.
В графе 2 итоговой записи указывается суммарное количество заведенных в текущем году и перешедших с прошлого года дел.
В графе 3 итоговой записи указывается количество дел, не завершенных в текущем году и перешедших на следующий год.
Согласно п. 51 Правил в графу 3 Индивидуальной номенклатуры дел по окончании календарного года вписывается количество частей или томов дела, находящихся в производстве. В связи с этим представляется, что в итоговой записи следует указывать количество находившихся в производстве текущего года, в том числе незавершенных и перешедших с прошлых лет, дел (томов) - единиц хранения. При этом в графе 3 итоговой записи в качестве перешедших дел указываются все не завершенные в текущем году дела (тома дел) - единицы хранения, которые находились в производстве текущего года, в том числе перешедшие с прошлых лет и не завершенные в текущем году.
В строке итоговой записи "Наследственные дела" учитываются наследственные дела, заведенные в текущем году и перешедшие с прошлых лет. Наследственные дела не учитываются в строке "Постоянно".
В случае внесения в Индивидуальную номенклатуру новых заголовков дел с присвоением резервных индексов при отсутствии установленного срока хранения в связи с введением законодательными актами РФ новых нотариальных действий или иных документов, обязательных для нотариуса, сведения об указанных делах могут быть отражены в справке, составленной в произвольной форме и подшитой к итоговой записи, о категориях и количестве дел, находящихся в производстве в соответствующем году.
Итоговая запись составляется нотариусом в двух экземплярах, подшивается к номенклатуре. Итоговая запись удостоверяется подписью нотариуса либо работника, ответственного за ведение архива и подготовку номенклатуры дел. В течение двух месяцев по окончании календарного года один экземпляр номенклатуры дел вместе с подшитой итоговой записью направляется нотариусом, занимающимся частной практикой, в нотариальную палату, а государственной нотариальной конторой - в территориальный орган юстиции.
При формировании дел для постоянного хранения номенклатурного дела "Номенклатура дел на _____ год" документы группируются в следующем порядке: обложка дела, соответствующая образцу по форме*(94), внутренняя опись, номенклатура дел, итоговая запись, лист-заверитель.
2. Правила формирования и оформления законченных дел
А. Общие правила
Формирование дела представляет собой группирование исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел и систематизацию документов внутри дела.
Оформление дела заключается в подготовке дела к хранению в соответствии с установленными правилами.
Согласно Правилам, дела со дня их формирования до передачи в архив или на уничтожение хранятся у нотариуса, занимающегося частной практикой, или в государственной нотариальной конторе. Территориальные органы Минюста России и нотариальные палаты субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за сохранностью и учетом нотариальных архивов, а государственные нотариальные конторы и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны обеспечивать сохранность и учет нотариальных архивов.
Формирование дела. Дело состоит из сгруппированных в отдельной папке документов, относящихся:
- к определенному вопросу (например, договоры страхования профессиональной ответственности нотариуса);
- к определенному нотариальному действию (например, договоры об ипотеке);
- к определенной области деятельности нотариуса (например, личные дела работников) и т.д.
В дело помещается один экземпляр правильно оформленных документов, заверенных необходимыми подписями, печатями, датированных.
При формировании дел необходимо соблюдать следующие правила:
- помещать в дела документы в соответствии с заголовками дел в утвержденной номенклатуре дел;
- раздельно формировать в дела документы с различными сроками хранения, кроме документов, относящихся к разрешению конкретного вопроса (нотариального действия);
- группировать в дела документы одного календарного года, за исключением переходящих дел;
- не помещать в дела документы, подлежащие возврату, лишние экземпляры, черновики;
- внутри дела документы систематизируются в хронологическом порядке, если Правилами не установлено иное;
- в делах, содержащих переписку по различным вопросам, документ-ответ помещается за документом-запросом;
- приложения к документам, независимо от даты их составления, присоединяются к документам, к которым они относятся.
При возобновлении переписки по определенному вопросу, начавшейся в предыдущем году, документы включаются в дело текущего года с указанием индекса дела предыдущего года. По объему дело, как правило, не должно превышать 250 листов. Если количество листов в деле превышает 250, дело подразделяется на тома или части тома. Если после помещения приложения в дело его объем составит свыше 250 листов, то приложение может формироваться в отдельный том, о чем в документе делается отметка. При наличии в деле нескольких томов индекс и заголовок дела помечаются на обложке каждого тома с добавлением слов "т. 1", "т. 2" и т.д.
Оформление дела. Оформление дела состоит из комплекса работ по подготовке дела к хранению, включающего описание дела на обложке, брошюровку, нумерацию листов, составление заверительной надписи и внутренней описи. Дела подлежат оформлению при их заведении и после окончания ведения дела после завершения календарного года (за исключением переходящих дел).
Оформление дела при его заведении состоит из оформления обложки дела (дела постоянного хранения помещаются в твердую обложку), на которой указываются реквизиты в соответствии с образцом *(95).
Датой начала дела считается дата первого документа, включенного в дело.
Датой окончания дела является дата последнего документа, включенного в дело.
Исчисление срока хранения дел производится с 1 января года, следующего за годом их окончания.
В зависимости от срока хранения дела оформляются частично (хранящиеся 10 лет и менее) и полно (хранящиеся свыше 10 лет).
Частичное оформление дела предусматривает:
- пересистематизацию документов;
- нумерацию листов (карандашом в правом верхнем углу листа);
- составление листа-заверителя дела;
- брошюровку (подшивку) дела;
- проставление даты окончания дела, которой является дата последнего документа, включенного в дело;
- заполнение всех иных реквизитов обложки дела, внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела.
При частичном оформлении внутренняя опись документов дела может не составляться.
Полное оформление дела предусматривает:
- пересистематизацию документов;
- нумерацию листов в деле;
- составление листа-заверителя дела (за исключением наследственных дел);
- составление внутренней описи документов дела;
- брошюровку (подшивку) дела;
- проставление даты окончания дела, которой является дата последнего документа, включенного в дело;
- заполнение всех иных реквизитов обложки дела, внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела.
В настоящее время требования к прошивке документов Правилами не установлены, однако в соответствии с требованиями архивного дела документы, передаваемые в архив, должны быть прошиты на четыре прокола.
Нумерация листов в деле. Все листы дела, включая помещенные в него конверты и вложения (за исключением вложений в конверты хранения), нумеруются простым карандашом. Лист-заверитель не нумеруется. Внутренняя опись (для дел полного оформления) нумеруется отдельно. Например, внутренняя опись составлена на двух листах и имеет нумерацию 1, 2. Далее листы дела, содержащие текст документов, нумеруются 1, 2 и т.д.
Нумерация производится арабскими цифрами в правом верхнем углу каждого листа документа. Если на листах ранее уже имелась нумерация, не совпадающая с новой, то прежний номер зачеркивается, новый номер ставится рядом. Если дело состоит из нескольких томов, а том - из нескольких частей, листы в каждом томе или части нумеруются отдельно. При наличии в нумерации листов ошибок (не более пяти ошибок в деле или томе) листы дела (тома) могут не нумероваться заново. При наличии не более пяти не учтенных нумерацией листов допускается их нумерация литерным номером (обозначаемым не только цифрой, но и буквой), например 2а, 2б и т.д. Допущенные в нумерации листов ошибки (как пропущенные номера листов, так и листы, обозначенные литерными номерами) оговариваются на листе-заверителе. Если при нумерации листов в деле (томе) допущено более пяти ошибок, листы дела (тома) нумеруются заново. Подшитые в дело конверты с вложениями нумеруются следующим образом: вначале конверт, а затем очередным номером каждое вложение в конверте.
Заверительная надпись. После завершения нумерации листов составляется заверительная надпись, которая располагается в конце дела. Заверительная надпись составляется в деле на отдельном листе-заверителе дела. В случае оформления наследственного дела при отсутствии листа-заверителя заверительную надпись рекомендуется располагать на отдельном подшиваемом листе бумаги, а не на обороте листа последнего документа в деле. При этом указывается следующая надпись: "В деле пронумеровано, прошито и скреплено печатью всего __ листов документов, + ___ листов внутренней описи, + лист-заверитель". В случае отсутствия листа-заверителя указывается: "В деле пронумеровано, прошито и скреплено печатью всего __ листов документов + ___ листов внутренней описи".
Лист-заверитель. В каждом деле, за исключением наследственных дел, после завершения нумерации составляется лист-заверитель *(96). В листе-заверителе цифрами и прописью указывается количество листов в данном деле (томе), оговариваются наличие документов за другие календарные годы, листы, обозначенные литерными номерами, пропущенные номера листов, склеенные или поврежденные листы.
При внесении изменений в номенклатурное дело, например изъятии, добавлении документов и т.д., отражаются любые изменения в оформленных делах. Это может быть сделано путем внесения изменений в существующий лист-заверитель. При этом старый текст зачеркивается так, чтобы он мог быть прочитан, вносится новый текст. Изменения датируются, подписываются и заверяются оттиском печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ или путем составления нового листа-заверителя, который подшивается в конце дела. При этом старый лист-заверитель зачеркивается и оставляется в деле. Лист-заверитель подписывается нотариусом с указанием его должности и даты составления заверительной надписи. Подпись нотариуса заверяется оттиском печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ. Лист-заверитель составляется на отдельном листе бумаге. Запрещается излагать лист-заверитель на обложке дела или чистом обороте листа последнего документа.
Внутренняя опись документов дела. Внутренняя опись документов дела составляется на отдельных листах*(97). Каждый документ вносится во внутреннюю опись под самостоятельным порядковым номером, указываются дата документа, заголовок, номера листов, на которых расположен каждый документ. На дела, формируемые по видам документов (договоры, завещания и т.д.), допускается составление внутренней описи документов дела по специальной форме*(98). В этом случае в графу "Вид документа" вносится название нотариально удостоверенного документа, например "договор мены", "договор купли-продажи".
Для более удобного поиска документа в деле название удостоверенного документа дополняется фамилиями, именами и отчествами лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, например: "Договор купли-продажи квартиры между [фамилия, имя, отчество] и [фамилия, имя, отчество]".
Наименования документов и копии документов, прилагаемых к удостоверенному документу и подшитых к нему, во внутреннюю опись не вносятся. При этом в графе "Номера листов дела" проставляются номера листов дела, занятые удостоверенным документом с приложениями.
Изменения состава документов дела (изъятие документов, замена их копиями и т.д.) отражаются в графе "Примечание".
Внутренняя опись имеет итоговую запись, в которой цифрами и прописью указывается количество включенных в нее документов и листов внутренней описи. Внутренняя опись подписывается нотариусом с указанием его должности и даты составления описи и подшивается в начале дела.
Брошюрование дела. После составления листа-заверителя и внутренней описи все документы, составляющие дело, помещаются в обложку, прошиваются прочной нитью или переплетаются с учетом возможного свободного чтения их текстов. Исключение составляют документы, помещенные в дело "Конверты хранения".
Если текст документа близко расположен к левому краю листа, что после подшивки затруднит его чтение, к листу подклеивается полоска бумаги, которая прошивается при оформлении дела. На место склейки помещается оттиск печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ.
Концы нити, которой прошиты документы дела, или места скрепления листов заклеиваются бумажной наклейкой, на которую ставится оттиск печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ таким образом, чтобы часть оттиска была расположена на бумажной наклейке, часть - на листе. При этом указывается заверительная надпись.
Количество листов, проставленных на обложке дела, должно совпадать с количеством листов, указанных в листе-заверителе.
Внесение изменений в дела. В случае необходимости изъятия или добавления документов в полностью оформленные дела постоянного или временного хранения (например, изъятие правоустанавливающих документов при расторжении договора) производятся переформирование и переоформление дела:
1) добавление документов. Добавление в дело производится в следующем порядке. Дело расшивается. Меняется нумерация листов. Если в дело добавляется не более пяти листов, допускается проставление литерных номеров листов в соответствии с п. 75 Правил, т.е. без изменения нумерации остальных листов. При подшивке новых документов должно соблюдаться условие помещения вместе всех документов по одному вопросу. В том и другом случае вносятся соответствующие изменения в лист-заверитель и внутреннюю опись, составляется справка о причинах переформирования и переоформления дела (за исключением наследственных дел), датируемая и подписываемая нотариусом, которая подшивается в конец дела перед листом-заверителем, нумеруется и включается во внутреннюю опись;
2) изъятие документов. Документы, хранящиеся в номенклатурных делах нотариуса, в случае их возврата или изъятия (выемки) выдаются:
- лицу, на имя которого были оформлены возвращаемые документы, или его представителю при предъявлении: заявления с указанием причин возврата документов; документа, удостоверяющего личность; документа, подтверждающего полномочия представителя; документа, послужившего основанием для возврата документа (например, соглашения о расторжении договора при удостоверении соглашения не тем нотариусом, который удостоверял расторгаемый договор);
- работникам суда, прокуратуры, органов следствия при предъявлении служебного удостоверения, документа, на основании которого производится изъятие.
Возврат или изъятие документов из дел нотариуса производится в следующем порядке.
Дело расшивается, изымаются необходимые документы; на их место подшиваются копии, заверенные подписью и оттиском печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ. В дело также подшивается документ, на основании которого производился возврат или изъятие (заявление лица, на имя которого оформлены возвращаемые документы, протокол выемки, определение (запрос) суда, иной документ, на основании которого производился возврат или изъятие).
В случае направления возвращаемого или изъятого документа почтой составляется сопроводительное письмо, экземпляр которого подшивается в дело. Производится перенумерация листов. Если количество листов уменьшается на пять или менее листов, их нумерация может не меняться, при этом на листе-заверителе делается отметка о пропущенных номерах. В случае увеличения количества листов в деле производится нумерация в порядке, предусмотренном п. 75 Правил. Переформированные документы в деле прошиваются. Изменяется количество листов, указанное на листе-заверителе и на обложке дела.
В случае возвращения нотариусу ранее изъятых из его дел документов они вновь помещаются в дело, из которого изымаются их копии. Протокол выемки, определение (запрос) суда, иные документы, на основании которых производилось изъятие, подшиваются нотариусом в номенклатурное дело "Документы, на основании которых производилось изъятие документов или выдача информации о совершенных нотариальных действиях". Документы в деле вновь прошиваются. Копии документов уничтожаются.
Описи дел на оконченные дела. После окончания календарного года в течение двух месяцев нотариусом на оконченные дела составляются описи дел:
1) опись дел постоянного хранения за соответствующий год*(99);
2) опись дел временного (свыше 10 лет) хранения за соответствующий год*(100);
3) опись наследственных дел, оконченных в соответствующем году*(101).
Каждое дело вносится в опись под самостоятельным порядковым номером. Если дело состоит из нескольких томов, каждый том вносится в опись, в том числе и в опись наследственных дел, под самостоятельным номером. Реквизиты описи заполняются в точном соответствии со сведениями, вынесенными на обложку дела (тома).
В конце описи делается запись, в которой цифрами и прописью указывается количество дел, томов, числящихся в данной описи. Все экземпляры описи дел подписываются нотариусом, занимающимся частной практикой, или уполномоченным лицом в государственной нотариальной конторе с проставлением даты, подпись нотариуса заверяется оттиском печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ.
Описи дел в двух экземплярах представляются для утверждения нотариусом, занимающимся частной практикой, в нотариальную палату, а государственной нотариальной конторой - в территориальный орган юстиции в течение двух месяцев по окончании календарного года.
Один экземпляр утвержденной описи возвращается нотариусу, а второй остается на хранении соответственно в нотариальной палате или в территориальном органе.
В случае принятия нотариальной палатой или территориальным органом юстиции решения об исключении из представленной описи дела (тома) текст описи изменяется подготовившим данную опись лицом.
Необходимо отметить, что на практике возникли проблемы при составлении описи наследственных дел*(102), так как в описи оконченных наследственных дел не предусмотрены графы для номера наследственного дела и Ф.И.О. наследодателя, т.е. сведений, на основании которых может быть идентифицировано оконченное наследственное дело. В этом случае можно воспользоваться графой "Примечание" и разместить указанную информацию в этой графе.
Также не решен вопрос о том, в опись за какой год включать возобновление наследственного дела. За тот год, в котором дело было окончено? Или за тот год, в котором оно было возобновлено? Представляется, что во избежание увеличения количества дел в целом данные о возобновлении дела должны включаться в опись наследственных дел за тот год, в котором дело отмечено как оконченное. Таким образом количество законченных дел за все года останется неизменным.
Наследственные дела не подлежат включению в опись дел постоянного хранения, а включаются только в опись наследственных дел.
Общие требования к оформлению книг, журналов. Все книги и журналы, предусмотренные Примерной номенклатурой дел, до внесения в них первой записи должны быть прошиты, листы их пронумерованы. Количество пронумерованных и сшитых листов указывается на оборотной стороне последних листов реестров, книг, журналов.
В реестрах, книгах, журналах, ведение которых осуществляется нотариусами, занимающимися частной практикой, запись о количестве пронумерованных и сшитых листов заверяется подписью должностного лица и оттиском печати нотариальной палаты. В реестрах, книгах, журналах, ведение которых осуществляется нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, указанная запись заверяется подписью должностного лица и оттиском печати территориального органа юстиции.
Выдача реестров, книг, журналов нотариусам, занимающимся частной практикой, регистрируется в нотариальной палате, нотариусам, работающим в государственной нотариальной конторе, - в территориальном органе юстиции, при этом на реестрах, книгах, журналах проставляются даты выдачи и их регистрационные номера.
Б. Особенности формирования и оформления дел, связанных с совершением нотариальных действий
Особенности формирования и оформления наследственных дел. Для формирования и оформления наследственных дел Примерной номенклатурой предусмотрены следующие номенклатурные дела:
- Алфавитная книга учета наследственных дел (индекс дела 02-06);
- Книга учета наследственных дел (индекс дела 02-09);
- Книга учета заявлений (поручений) о принятии мер по охране наследственного имущества (индекс дела 02-11);
- Наследственные дела (индекс дела 02-26).
Помимо Примерной номенклатуры, Правилами предусмотрены также:
- Опись наследственных дел, оконченных в соответствующем году*(103);
- Книга учета заявлений (поручений) о принятии мер по управлению наследственным имуществом*(104).
Так как данные дела не предусмотрены Примерной номенклатурой, но предусмотрены Правилами, которые были введены в действие позднее, чем Примерная номенклатура, эти дела должны быть включены в Индивидуальную номенклатуру нотариуса.
Основанием для начала производства по наследственному делу является получение нотариусом первого документа, свидетельствующего об открытии наследства. Такими документами могут быть, например, заявление о принятии наследства, заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство и иные заявления.
В соответствии с Правилами, документ, послуживший основанием для начала производства по наследственному делу, регистрируется в день поступления в Книге учета наследственных дел*(105). В случае поступления такого документа по почте он также регистрируется в день поступления в Журнале регистрации входящей корреспонденции. Данный документ помещается в наследственное дело, а наследственному делу присваивается индивидуальный номер. Номер наследственного дела обозначается арабскими цифрами и состоит из порядкового номера, присвоенного наследственному делу в соответствии с регистрацией в книге учета наследственных дел, и года открытия наследственного дела (например, 20/2015, где 20 - порядковый номер конкретного наследственного дела в соответствии с регистрацией в Книге учета наследственных дел первого документа, поступившего к наследственному делу и послужившему основанием для формирования наследственного дела, 2015 - год открытия наследственного дела).
Документ, послуживший основанием для начала производства по наследственному делу, регистрируется одновременно в графах 1 и 2 Книги учета наследственных дел. Номер, под которым данный документ записан в графе 1 Книги учета наследственных дел, является порядковым номером регистрируемого документа, номер, под которым документ записан в графе 2 Книги учета наследственных дел, является порядковым номером наследственного дела.
После присвоения наследственному делу порядкового номера дело регистрируется в Алфавитной книге учета наследственных дел*(106).
Помимо документа, послужившего основанием для начала производства по наследственному делу, в Книге учета наследственных дел регистрируются все поступившие по конкретному наследственному делу заявления, в том числе заявления, поступившие после заведения наследственного дела, оформленные ненадлежащим образом или поступившие с нарушением установленных законом сроков. Например, регистрируются в Книге учета наследственных дел заявления о принятии наследства, поданные по истечении шести месяцев, установленных для принятия наследства, заявления, переданные нотариусу не наследником или направленные по почте, если на них не засвидетельствована подлинность подписи наследника, поскольку данные документы могут служить основанием для отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство, если лицо, подавшее ненадлежаще оформленное заявление, не направит нотариусу в установленный срок иное заявление, оформленное в соответствии с законом, или судом не будет восстановлен срок для принятия наследства.
При поступлении иных заявлений к наследственному делу, которому уже присвоен порядковый номер, они регистрируются только в графе 1 Книги учета наследственных дел. При этом в графе 3 Книги учета наследственных дел проставляется номер наследственного дела, по которому поступило заявление.
Поручение о принятии мер по охране или управлению наследственным имуществом, полученное от нотариуса по месту открытия наследства, регистрируется соответственно в Книге учета заявлений (поручений) о принятии мер по охране наследственного имущества*(107) или в Книге учета заявлений (поручений) о принятии мер по управлению наследственным имуществом*(108).
В случае поступления поручения по почте оно регистрируется в день поступления в Журнале регистрации входящей корреспонденции, а затем - в соответствующей книге учета заявлений (поручений).
Документы, относящиеся к конкретному наследственному делу, помещаются в обложку наследственного дела*(109). Согласно форме, представленной в действующей в настоящее время редакции Правил, место для номера наследственного дела отсутствует, поэтому рекомендуется номер ставить на обложке после слов "Наследственное дело", как в предыдущей редакции Правил, например "Наследственное дело N 20/2014".
В наследственное дело помещаются все документы, связанные с оформлением наследства конкретного наследодателя, в том числе документы, касающиеся подтверждения полномочий душеприказчика, принятия мер к охране и управлению наследственным имуществом, экземпляр свидетельства о праве на наследство, документ о выдаче свидетельства о праве на наследство в налоговый орган по установленной форме, запросы суда, соответствующая переписка нотариуса и т.д.
При вынесении нотариусом постановления об отказе в совершении нотариального действия экземпляр постановления помещается в наследственное дело.
Производство по наследственному делу считается оконченным после выдачи свидетельства о праве на наследство всем наследникам. Следовательно, датой окончания наследственного дела, выносимой на обложку, будет являться дата выдачи последнего свидетельства о праве на наследство. Данная норма об окончании дела является специальной нормой, предусмотренной исключительно для оформления наследственных дел. Но существуют разные ситуации, когда на практике невозможно считать оконченным производство по наследственному делу после выдачи свидетельств о праве на наследство всем наследникам. Так, например, после выдачи свидетельства о праве на наследство нотариус обязан направить в налоговые органы сведения о выданном свидетельстве в течение пяти дней. Дата направления этих сведений может не совпадать с датой выдачи свидетельства. Кроме этого, в момент выдачи свидетельства о праве на наследство может быть не выдано свидетельство о праве собственности пережившему супругу, которое будет иметь более позднюю дату выдачи, и т.п. В таких случаях рекомендуется применять общую норму об окончании дел, закрепленную в п. 69 Правил, в соответствии с которой датой окончания дела является дата последнего документа, включенного в дело.
Без выдачи свидетельства о праве на наследство наследственное дело оформляется для временного хранения в случае окончания производства по нему, если:
1) вступило в законную силу решение суда, разрешившего по существу вопросы, относящиеся к конкретному наследственному делу. Дело считается оконченным со дня вступления в законную силу решения суда;
2) по имеющимся у нотариуса сведениям, все наследственное имущество по наследственному делу, которое начато на основании заявления лица о вынесении нотариусом постановления о предоставлении банком денежных средств, находящихся во вкладе или на счете наследодателя, необходимых для его похорон, состоит из вклада (счета) в банке. Если в указанном случае размер денежных средств на вкладе (счете) меньше или равен размеру средств, которые могут быть выданы на похороны наследодателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в течение срока, установленного для принятия наследства, не поданы новые документы по указанному наследственному делу, по истечении года со дня открытия наследственное дело считается оконченным;
3) призванные к наследованию наследники не обратились к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство в течение пяти лет со дня открытия наследства;
4) наследственное имущество отсутствует;
5) умер(ли) единственный наследник (все наследники), принявший(ие) наследство, но не получивший(ие) свидетельство о праве на наследство.
Производство по наследственному делу прекращается в связи с отказом нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство, если наследники не устранили препятствий к выдаче свидетельства о праве на наследство, послужившие основанием к отказу в выдаче свидетельства о праве на наследство, отказ не обжалован в судебном порядке, решение суда не обязывает нотариуса совершить указанное нотариальное действие.
В случаях, когда производство по наследственному делу считается оконченным, дело оформляется для временного хранения. Наследственные дела, как дела постоянного срока хранения, согласно п. 94 Правил хранятся по месту формирования, т.е. у нотариуса, не более 75 лет с момента их окончания, а затем подлежат передаче в соответствующий архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подготовке оконченного наследственного дела для временного хранения документы в деле подшиваются в следующем порядке:
- копия свидетельства о смерти наследодателя;
- заявления о принятии наследства (в хронологическом порядке);
- заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство (в хронологическом порядке);
- иные заявления (в хронологическом порядке);
- документы, подтверждающие основание наследования (завещание, документы о степени родства, об усыновлении, о нахождении на иждивении наследодателя и т.д.) или их копии;
- справка о последнем месте жительства наследодателя или иной документ, на основании которого определено место открытия наследства;
- документы, подтверждающие принадлежность наследства наследодателю;
- документы о стоимости наследственного имущества;
- запросы нотариуса для установления состава наследственного имущества и ответы на них;
- свидетельство о праве на наследство;
- письмо в налоговый орган о направлении сведений о выданном свидетельстве о праве на наследство;
- иные документы.
Оконченное наследственное дело возобновляется при выдаче дополнительного свидетельства о праве на наследство или нового свидетельства о праве на наследство в случае аннулирования ранее выданного. При этом в книге учета наследственных дел регистрируются заявления, послужившие основанием для возобновления наследственного дела. Новые документы помещаются в конец наследственного дела, вносятся необходимые изменения в обложку дела, во внутреннюю опись. На аннулированном свидетельстве о праве на наследство делается отметка:
"Аннулировано. Постановление об аннулировании от [дд.мм.гггг], зарегистрировано в реестре за N ___".
Направление наследственных дел по принадлежности. Передача нотариусом наследственного дела по принадлежности другому нотариусу (если после определения места открытия наследства по месту нахождения движимого имущества в случаях, установленных законом, выявлено входящее в состав наследства недвижимое имущество, находящееся в другом месте, и т.д.) производится в следующем порядке:
1) документы подшиваются в наследственное дело;
2) составляется внутренняя опись документов;
3) изготавливаются копии документов наследственного дела, включая копию обложки, которые заверяются подписью нотариуса;
4) подлинное наследственное дело с сопроводительным письмом направляется заказной бандеролью (заказным письмом) или курьером нотариусу по принадлежности.
Если нотариус, в чью компетенцию входит ведение конкретного наследственного дела, неизвестен, дело с сопроводительным письмом направляется в соответствующий территориальный орган для пересылки нотариусу.
В делах нотариуса, передавшего наследственное дело по принадлежности, хранится копия наследственного дела с сопроводительным письмом и уведомлением оператора почтовой связи, а в случае доставки наследственного дела курьером - отметка получателя о вручении заказной бандероли (заказного письма) нотариусу по месту открытия наследства или территориальному органу. Листы копии наследственного дела и документов, подтверждающих доставку подлинного наследственного дела получателю, нумеруются, прошиваются и заверяются подписью и оттиском печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ.
Нотариус, получивший наследственное дело, направленное ему по принадлежности, регистрирует дело в порядке, предусмотренном для регистрации первого документа, поступившего по конкретному наследственному делу в соответствии с п. 120-123 Правил. Нотариус, который уже открыл наследственное дело к имуществу данного наследодателя, при получении по принадлежности наследственного дела от другого нотариуса регистрирует его как заявление, поступившее после заведения наследственного дела в соответствии с п. 125 Правил.
В наследственное дело помещаются все полученные по принадлежности документы, включая сопроводительное письмо и обложку, в которой дело поступило (в случае помещения поступившего дела в новую обложку).
Направление наследственного дела по смерти принявшего, но не оформившего наследственных прав лица. Если один из наследников, принявших наследство, умирает до получения свидетельства о праве на наследство и при этом место открытия оставшегося после него наследства не совпадает с местом открытия принятого им наследства, копия наследственного дела, в котором умерший значится наследником, направляется нотариусу, ведущему наследственное дело, в котором умерший значится наследодателем. Копия наследственного дела, в котором умерший значится наследником, направляется по запросу нотариуса, ведущего наследственное дело, в котором умерший значится наследодателем.
При направлении копии наследственного дела:
1) снимаются копии всех документов, находящихся в наследственном деле, а также обложки наследственного дела;
2) заверяется подписью и оттиском печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ копия каждого документа, находящегося в наследственном деле, в том числе внутренней описи;
3) прошиваются листы копий документов;
4) нумеруются листы копий документов наследственного дела, количество прошитых листов заверяется подписью и оттиском печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ;
5) копия наследственного дела с сопроводительным письмом направляется по принадлежности заказной бандеролью (заказным письмом) или курьером.
В подлинное наследственное дело помещается сопроводительное письмо о направлении копии дела нотариусу (территориальному органу юстиции); уведомление оператора почтовой связи о вручении нотариусу (территориальному органу юстиции) заказной бандероли (письма), а в случае доставки копии наследственного дела курьером - соответствующий документ с отметкой получателя о вручении заказной бандероли (письма) нотариусу или территориальному органу юстиции.
Передача наследственного дела или его копии по принадлежности осуществляется в течение семи рабочих дней со дня получения нотариусом, передающим наследственное дело или его копию, документа, послужившего основанием для передачи (заявления наследника, запроса нотариуса и т.д.).
Особенности принятия, вскрытия и оглашения закрытого завещания. В практической деятельности нотариуса редко встречаются закрытые завещания. Тем не менее правила формирования и оформления таких дел должен знать каждый нотариус. В Примерной номенклатуре предусмотрены дела "Конверты хранения", "Книга учета дел закрытых завещаний", "Дела закрытых завещаний".
Принятие закрытого завещания. Конверт с закрытым завещанием в запечатанном нотариусом конверте, экземпляр свидетельства о принятии закрытого завещания, распоряжение об отмене закрытого завещания - в случае его отмены завещателем посредством совершения распоряжения - помещаются в дело "Конверты хранения". Для обеспечения целостности конверта хранения и конверта с закрытым завещанием конверты хранения помещаются в папки из твердого материала, оснащенные специальными средствами, позволяющими содержать в них документы без механического повреждения (с зажимами, прозрачными файлами и т.д.). Все документы, относящиеся к одному закрытому завещанию, группируются вместе и нумеруются в соответствии с п. 75 Правил, но не прошиваются. Помимо самого конверта хранения, в дело помещается экземпляр свидетельства о принятии закрытого завещания. Принятые нотариусом закрытые завещания регистрируются в Алфавитной книге учета завещаний*(110) с пометкой "закрытое". После вскрытия закрытого завещания в Алфавитной книге учета завещаний проставляется отметка о дате вскрытия завещания.
Объем дела "Конверты хранения" - количество размещенных в нем конвертов хранения, включая свидетельства о принятии закрытых завещаний и иные документы, - определяется самим нотариусом, исходя из принципа обеспечения сохранности и целостности закрытых завещаний. При незначительном количестве принятых нотариусом в течение календарного года закрытых завещаний дело "Конверты хранения" может быть переходящим. Конверт хранения и относящееся к нему свидетельство о принятии закрытого завещания изымаются из дела при вскрытии закрытого завещания, на их место помещается справка об изъятии документа, содержащая сведения о причине и дате изъятия документов*(111).
Вскрытие и оглашение закрытого завещания. Поданное на личном приеме у нотариуса заявление о представлении свидетельства о смерти лица, совершившего закрытое завещание, с предъявлением подлинника свидетельства о смерти завещателя в день его подачи регистрируется в Книге учета дел закрытых завещаний*(112).
В деле у нотариуса остается копия свидетельства о смерти завещателя, подлинник свидетельства о смерти возвращается заявителю.
При направлении по почте с сопроводительным документом свидетельства о смерти (повторного свидетельства о смерти) лица, совершившего закрытое завещание, в Журнале регистрации входящей корреспонденции и в Книге учета дел закрытых завещаний в день получения регистрируется сопроводительный документ. При направлении свидетельства о смерти завещателя без сопроводительного документа изготавливается копия свидетельства о смерти, которая в день поступления к нотариусу регистрируется в Журнале регистрации входящей корреспонденции и Книге учета дел закрытых завещаний. Подлинный экземпляр свидетельства о смерти завещателя возвращается заявителю.
Конверт, в котором поступило по почте свидетельство о смерти лица, совершившего закрытое завещание, хранится в деле закрытого завещания.
При поступлении документа, послужившего основанием для начала производства по вскрытию закрытого завещания, нотариусом заводится индивидуальное дело "Закрытое завещание" с присвоением ему номера. Номер дела обозначается арабскими цифрами и состоит из порядкового номера, под которым документ зарегистрирован в Книге учета дел закрытых завещаний, и года открытия дела (например, 3-2015, где 3 - порядковый номер конкретного дела закрытого завещания в соответствии с регистрацией в Книге учета дел закрытых завещаний, 2015 - год открытия дела закрытого завещания).
Документы, относящиеся к конкретному закрытому завещанию, помещаются в обложку дела закрытого завещания*(113).
Наследникам по закону лица, совершившего закрытое завещание, заказным письмом направляется извещение о вскрытии закрытого завещания, в котором содержатся сведения о дате, месте и времени вскрытия и оглашения закрытого завещания*(114). Уведомление о вручении извещения хранится в деле нотариуса.
В дело закрытого завещания помещаются все документы, связанные со вскрытием и оглашением конкретного закрытого завещания, включая конверт хранения, конверт, в который завещателем было помещено закрытое завещание, свидетельство о принятии закрытого завещания, подлинник закрытого завещания (или любое иное вложение, изъятое из конверта, переданного нотариусу завещателем), подлинник протокола вскрытия и оглашения закрытого завещания.
Производство по конкретному закрытому завещанию считается оконченным, и дело готовится для временного хранения (гл. IX Правил) после выдачи наследникам по завещанию копии протокола о вскрытии и оглашении закрытого завещания. Производство по делу закрытого завещания может быть окончено и дело подготовлено для временного хранения, если наследниками по завещанию копия протокола о вскрытии и оглашении закрытого завещания не получена в течение года с момента вскрытия и оглашения закрытого завещания.
Особенности оформления депозита нотариуса. Основанием для начала производства по конкретной депозитной операции нотариуса являются поступившие к нотариусу документы, свидетельствующие о намерении внести в депозит нотариуса деньги и ценные бумаги. Такими документами могут быть:
- заявление должника или конкурсного управляющего о принятии в депозит нотариуса причитающихся с должника денег и ценных бумаг;
- опись наследственного имущества (если меры по охране наследства и принятие в депозит наличных денег осуществляются одним нотариусом);
- заявление нотариуса о внесении в депозит наличных денег (если меры по охране наследства и принятие в депозит наличных денег осуществляются разными нотариусами).
Документ, послуживший основанием для начала производства по конкретной депозитной операции, регистрируется в Журнале регистрации входящей корреспонденции в день поступления. В Книге учета депозитных операций*(115) указанный документ регистрируется в день непосредственного внесения денег или ценных бумаг в депозит нотариуса.
После регистрации депозитной операции в Книге учета депозитных операций данные о лице, на чье имя в депозит нотариуса внесены деньги или ценные бумаги, вносятся в Алфавитную книгу учета кредиторов*(116).
Дело по конкретной депозитной операции формируется в отношении каждого кредитора. В дело помещаются документы, связанные с принятием в депозит нотариуса денег и ценных бумаг, включая документы, подтверждающие наличие оснований для внесения в депозит денег и ценных бумаг, право обратившегося к нотариусу лица исполнить обязательство внесением долга в депозит, вхождение в состав наследства наличных денег, банковский документ о зачислении на депозитный счет нотариуса денежных средств и т.д.
Лицу, внесшему в депозит деньги и ценные бумаги, нотариусом в подтверждение их внесения выдается справка, оформленная на личном бланке нотариуса, заверенная подписью и оттиском печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ. Образец справки Правилами не установлен, поэтому допускается составление справки в произвольной форме.
О принятии в депозит денег и ценных бумаг нотариус заказным письмом направляет кредиторам или наследникам извещение о внесении в депозит нотариуса денег или ценных бумаг*(117). Уведомление о вручении извещения хранится в документах конкретной депозитной операции.
Производство по конкретной депозитной операции считается оконченным в случае:
- передачи наследникам или кредиторам всех внесенных в депозит нотариуса причитающихся им денег и ценных бумаг;
- выдачи закладной ее владельцу;
- возврата денежных сумм и ценных бумаг лицу, внесшему их в депозит нотариуса, в случаях, предусмотренных законодательством;
- перечисления нотариусом в соответствующий бюджет невостребованных кредиторами или наследниками внесенных в депозит нотариуса денег и ценных бумаг.
Производство по конкретной депозитной операции прекращается отказом нотариуса совершить нотариальное действие - принять в депозит деньги и ценные бумаги, если лицо, обратившееся за совершением данного нотариального действия, не устранило препятствия, послужившие основанием к отказу в его совершении, указанный отказ не обжалован в судебном порядке или решение суда не обязывает нотариуса совершить указанное нотариальное действие.
Особенности оформления вексельного протеста. Заявление о совершении вексельного протеста регистрируется в день поступления в Журнале регистрации входящей корреспонденции.
Подлинные векселя, прилагаемые к заявлению, принимаются нотариусом под расписку, в которой указываются дата принятия векселей, количество принятых векселей и индивидуальные признаки каждого векселя. Расписка заверяется подписью и оттиском печати нотариуса с воспроизведением Государственного герба РФ*(118).
Возврат подлинных векселей, принятых нотариусом, векселедержателю также производится под расписку, которая помещается в дело.
К материалам по протесту векселя приобщается изготовленная нотариусом копия векселя.
Копия векселя, приобщаемая к делам нотариуса, должна отражать любые записи, произведенные на векселе в процессе предъявления требования по векселю или его опротестования, в том числе: проставленную акцептантом подпись или дату акцепта, проставленную векселедателем датированную отметку, отметку нотариуса о совершенном протесте, надпись нотариуса о получении платежа по векселю.
К документам по протесту векселя приобщаются все документы, связанные с предъявлением требований лицу, обязанному по векселю, или опротестованием векселя, включая копию векселя, экземпляр составленного нотариусом протеста векселя, документы (или их копии), подтверждающие полномочия представителей, правоспособность юридического лица, и т.д.
Производство по протесту конкретного векселя считается оконченным после приобщения к документам вексельного протеста документов, свидетельствующих об отказе обязанного по векселю лица выполнить предъявленное нотариусом требование (копии векселя с отметкой нотариуса о совершенном протесте и экземпляра протеста векселя) или о выполнении предъявленного нотариусом требования (копии векселя с подписью акцептанта, проставленной датированной отметкой или датой акцепта, надписью нотариуса о получении платежа по векселю, документа, подтверждающего возвращение обязанным лицом акцептованного экземпляра векселя или подлинника векселя).
Производство по протесту конкретного векселя прекращается в связи с отказом нотариуса совершить нотариальное действие - осуществить вексельный протест, если лицо, обратившееся за протестом векселя, не устранило препятствия, послужившие основанием к отказу в совершении данного нотариального действия, указанный отказ не обжалован в судебном порядке или решение суда не обязывает нотариуса совершить указанное нотариальное действие.
В. Особенности формирования и оформления дел, связанных с организацией нотариальной деятельности
Особенности формирования и оформления дела "Организационно-распорядительные документы". Организационно-распорядительный документ - вид письменного документа, в котором фиксируется решение административных и организационных вопросов, а также вопросы управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц.
Нотариус оформляет следующие организационно-распорядительные документы, не касающиеся документального оформления нотариального действия:
- постановления (кроме постановлений, связанных с оформлением в соответствии с законодательством Российской Федерации нотариального действия, например постановления о выдаче денежных средств на похороны наследодателей, постановления об аннулировании ранее выданных свидетельств о праве на наследство);
- приказы;
- распоряжения.
Организационно-распорядительные документы нотариуса имеют следующие реквизиты:
1) наименование нотариальной палаты (на документах нотариусов, занимающихся частной практикой);
2) наименование нотариального округа или государственной нотариальной конторы;
3) должность, фамилия, имя, отчество нотариуса;
4) дата и номер приказа территориального органа о назначении на должность нотариуса;
5) вид документа (приказ, распоряжение и т.д.);
6) наименование документа;
7) дата;
8) регистрационный номер;
9) место составления;
10) текст документа;
11) подпись нотариуса;
12) оттиск печати с воспроизведением Государственного герба РФ.
Текст организационно-распорядительного документа может подразделяться на констатирующую (преамбулу) и распорядительную части. Преамбула составляется, если предписываемые действия нуждаются в обосновании и разъяснении.
Организационно-распорядительные документы регистрируются в Журнале регистрации организационно-распорядительных документов*(119).
Подлинники организационно-распорядительных документов помещаются в соответствующие номенклатурные дела нотариуса.
Необходимо отметить, что в Примерную номенклатуру включено самостоятельное дело с индексом 01-05 "Организационно-распорядительные документы нотариуса" со сроком хранения "Постоянно" с примечанием о том, что такие организационно-распорядительные документы, как приказы по личному составу и распоряжения о замещении временно отсутствующего нотариуса, включаются в иные номенклатурные дела. Так, Примерной номенклатурой предусмотрены дело с индексом 01-08 "Приказы по личному составу" со сроком хранения 75 лет и дело с индексом 01-10 "Соглашения и распоряжения о замещении временно отсутствующего нотариуса" со сроком хранения "Постоянно". Также указанные документы подлежат регистрации не в Журнале регистрации организационно-распорядительных документов, а в Журнале учета приказов по личному составу (с индексом 01-09 в Примерной номенклатуре) и в Журнале учета соглашений и распоряжений о замещении временно отсутствующего нотариуса (с индексом 01-11 в Примерной номенклатуре).
Постановления об отложении нотариальных действий и постановления о приостановлении совершения нотариальных действий группируются с документами, связанными с отложенными или приостановленными нотариальными действиями.
Постановления об отказе в совершении нотариальных действий присоединяются к документам, в отношении которых отказано в совершении нотариальных действий.
Если в деятельности нотариуса образуются постановления об отказе в совершении таких нотариальных действий, как свидетельствование верности копий, свидетельствование подлинности подписи и т.п., эти документы подлежат формированию в отдельное номенклатурное дело, которое должно быть предусмотрено Индивидуальной номенклатурой.
В случае если указанные документы не остаются в делах нотариуса, постановления формируются в отдельное дело.
Постановления нотариуса, не указанные в п. 59, 60 Правил, группируются с документами, относящимися к разрешению вопроса, в отношении которого вынесено конкретное постановление нотариуса.
Особенности формирования и оформления дел, связанных с возникновением трудовых отношений с работниками. Согласно ст. 8 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, вправе нанимать и увольнять работников, т.е. является работодателем. Также в соответствии со ст. 20 ТК частные нотариусы признаются работодателями - физическими лицами, вступившими в трудовые отношения с работниками, и в целях применения норм трудового законодательства приравниваются к работодателям - индивидуальным предпринимателям. Следовательно, на нотариусов как работодателей возлагаются все обязанности по документальному оформлению трудовых отношений со своими работниками.
В процессе оформления трудовых отношений в делах нотариуса образуются следующие документы.
Трудовая книжка. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Трудовые книжки помещаются в номенклатурное дело с индексом 01-13 в соответствии с Примерной номенклатурой "Трудовые книжки работников" со сроком хранения "До востребования". Для невостребованных трудовых книжек срок хранения составляет 75 лет. Данное дело является переходящим.
Книга выдачи (учета движения) трудовых книжек и вкладышей к ним. Согласно п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225*(120)) Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей составляется по форме*(121), утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек" (зарегистрировано в Минюсте России 11 ноября 2003 г. N 5219). Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя организации. Вместе с тем, поскольку данная книга предусмотрена Примерной номенклатурой как номенклатурное дело 01-14 со сроком хранения 75 лет, на нее распространяются требования, установленные п. 91 Правил, в соответствии с которым книга до внесения первой записи должна быть прошита, листы пронумерованы. Запись о количестве и пронумерованных и сшитых листов заверяется подписью должностного лица и оттиском печати нотариальной палаты. В книгах, ведение которых осуществляется в государственных нотариальных конторах, указанная запись заверяется подписью должностного лица и оттиском печати территориального органа юстиции. Дело является переходящим.
Приказы по личному составу. Приказы о приеме на работу, о предоставлении отпуска и другие приказы, связанные с трудовыми отношениями, могут издаваться в двух экземплярах. Один экземпляр приказа помещается в личное дело работника, один экземпляр приказа помещается в номенклатурное дело, предусмотренное Примерной номенклатурой (индекс 01-08), "Приказы по личному составу (прием, перемещение, совмещение, перевод, увольнение, отпуска и пр.)" со сроком хранения 75 лет. Кадровые приказы нумеруются отдельно от приказов по основной деятельности. Из Примерной номенклатуры следует, что приказы по личному составу группируются отдельно от организационно-распорядительных документов нотариуса. Дело не является переходящим, подлежит окончанию и полному оформлению за соответствующий календарный год.
Журнал учета приказов по личному составу. В журнале учета приказов по личному составу отражается вся информация, связанная с оформлением приема, перемещения, прекращения и расторжения трудового договора с работником, предоставлением работнику отпуска и т.д. Журнал приказов по личному составу включен в разд. 8 "Организация нотариальной деятельности" Примерной номенклатуры как самостоятельное дело (индекс 01-09). Поскольку форма указанного Журнала не установлена, полагаем возможной ее самостоятельную разработку нотариусом с указанием номера приказа, даты приказа, наименования приказа, с учетом сведений о фамилии, имени, отчестве работника и т.д.
Трудовые договоры. С каждым работником в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть заключен трудовой договор с указанием прав и обязанностей работодателя и работника. Экземпляр договора работодателя хранится в делах нотариуса. Примерной номенклатурой предусмотрено отдельное дело с индексом 01-18 "Трудовые договоры, трудовые соглашения" со сроком хранения 75 лет. Примечанием предоставляется возможность включения трудовых договоров в номенклатурное дело "Личные дела (заявления, копии приказов, выписки из них и др.)" с индексом 01-16 Примерной номенклатуры.
Книга регистрации трудовых договоров (трудовых соглашений). Форма Книги регистрации трудовых договоров нормативными актами не установлена, поэтому нотариус ведет эту книгу в произвольной форме с указанием порядкового номера, даты договора, фамилии, имени, отчества работника, с которым установлены трудовые отношения, срока договора. Книга регистрации трудовых договоров (трудовых соглашений) включена в разд. 1 "Организация нотариальной деятельности" Примерной номенклатуры как самостоятельное дело (индекс 01-15) со сроком хранения 75 лет. Книга до внесения первой записи должна быть прошита, листы пронумерованы. Запись о количестве и пронумерованных и сшитых листов заверяется подписью должностного лица и оттиском печати нотариальной палаты. В книгах, ведение которых осуществляется в государственных нотариальных конторах, указанная запись заверяется подписью должностного лица и оттиском печати территориального органа юстиции.
Личные дела. В процессе оформления трудовых отношений формируются личные дела работников. В личные дела помещаются копии документов, удостоверяющих личность работника, подтверждающих квалификацию работника, об образовании и иных документов, копии приказов, выписки из них, копии личных документов, листки по учету кадров, анкеты, аттестационные листы, личные карточки работников и др. Также в личные дела работников могут входить трудовые договоры, заключенные с работником. В Примерную номенклатуру включено самостоятельное дело "Личные дела (заявления, копии приказов, выписки из них, копии личных документов, листки по учету кадров, анкеты, аттестационные листы и др.)" с индексом 01-16. Для личных дел работников нотариальной конторы, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, степени и иные звания, установлен срок хранения "Постоянно". Для иных личных дел срок хранения составляет 75 лет. Так как дела с индексом 01-16 ("Личные дела"), 01-17 ("Личные карточки работников") имеют одинаковый срок хранения, представляется целесообразным объединить эти номенклатурные дела в одно дело "Личные дела (заявления, копии приказов, выписки из них, копии личных документов, листки по учету кадров, анкеты, аттестационные листы, личные карточки работников, трудовые договоры и др.)". Данное дело является переходящим на весь период работы работника в нотариальной конторе.
Должностные инструкции работников нотариальной конторы. Дело включено в Примерную номенклатуру как самостоятельное с индексом 01-07, установленный срок хранения - три года после замены новыми. В должностных инструкциях работников определяется объем должностных обязанностей, выполняемых работником в соответствии со своей должностью. Дело является переходящим.
3. Порядок и оформление передачи дел нотариусом
А. Передача дел на период временного отсутствия нотариуса
В соответствии с Правилами дела, в том числе реестры, книги, журналы постоянного или временного (свыше 10 лет) срока хранения с момента их открытия до момента передачи в соответствующий архив, подлежат временному хранению у нотариуса, сформировавшего эти дела.
В случае временного отсутствия нотариуса возможны два варианта передачи дел: замещение временно отсутствующего нотариуса и передача дел другому нотариусу.
Замещение временно отсутствующего нотариуса. В соответствии со ст. 20 Основ замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине. Период замещения временно отсутствующего нотариуса исчисляется в днях или часах. Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. В настоящее время такой порядок определен в Положении о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса. Указанное Положение должно применяться в части, не противоречащей Основам.
Временно отсутствующего нотариуса замещает, как правило, помощник нотариуса. Полномочиями временно исполнять обязанности помощника нотариуса наделяет сам нотариус своими документами.
При невозможности замещения нотариуса его помощником или при отсутствии у нотариуса помощника замещение временно отсутствующего нотариуса может осуществляться лицом, соответствующим требованиям Основ. Такое лицо наделяется полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой.
Документ о наделении полномочиями временно исполняющего обязанности нотариуса помещается в номенклатурное дело "Документы о назначении и замещении нотариуса (заверенные копии приказов, лицензия или ее копия)", предусмотренное Примерной номенклатурой с индексом 01-01, со сроком хранения "Постоянно".
Между нотариусом и лицом, желающим временно замещать нотариуса, заключается соглашение. В соглашении должны быть отражены условия и срок временного замещения нотариуса, порядок определения начала и окончания замещения, передачи документов, личной печати нотариуса, бланков штампов, обусловлено денежное вознаграждение за исполнение обязанностей нотариуса и другие условия.
Право исполнять обязанности временно отсутствующего нотариуса возникает у лица, желающего временно замещать нотариуса, после наделения его в установленном порядке полномочиями нотариуса, и только когда нотариусом принято распоряжение о передаче ему своих полномочий на период своего отсутствия по уважительным причинам, и заканчивается, когда нотариус приступил к исполнению своих обязанностей, о чем им также принимается соответствующее распоряжение, если в распоряжении о его замещении не указана дата окончания срока замещения.
Соглашение и распоряжение нотариуса о замещении временно отсутствующего нотариуса помещаются в номенклатурное дело "Соглашения и распоряжения о замещении временно отсутствующего нотариуса", предусмотренное Примерной номенклатурой с индексом 01-10, со сроком хранения "Постоянно". Копии распоряжений о передаче нотариусом полномочий лицу, временно его замещающему, направляются в нотариальную палату в день их принятия. Нотариус обязан извещать нотариальную палату о своем отсутствии и (или) о прекращении приема граждан на срок более чем пять рабочих дней.
В нотариальной палате ведется журнал учета лиц, наделенных полномочиями нотариуса. В данном журнале указывается дата передачи полномочий нотариусом лицу, замещающему его, дата начала и завершения (если это возможно определить) срока исполнения обязанностей нотариуса замещающим его лицом, дата возвращения нотариуса к исполнению своих обязанностей, номер и дата распоряжения нотариуса о временном его замещении.
При совершении нотариальных действий временно замещающее нотариуса лицо использует личную печать, штампы и бланки нотариуса, которого замещает, регистрирует нотариальные действия в реестре регистрации нотариальных действий замещаемого нотариуса. Лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, в оформляемых им нотариальных документах слова "нотариус", "нотариусом" заменяет словами "временно исполняющий (исполняющим) обязанности нотариуса" (с указанием фамилии, имени, отчества нотариуса и наименования соответствующего нотариального округа), а также указывает свои фамилию, имя, отчество.
Личная печать с воспроизведением Государственного герба РФ, штампы, бланки, реестры для регистрации нотариальных действий и другие дела передаются нотариусом лицу, его замещающему, по акту. При совершении нотариальных действий временно исполняющий обязанности нотариуса использует личную печать и бланки нотариуса, регистрирует нотариальные действия в реестре регистрации нотариальных действий нотариуса.
При возвращении нотариуса к исполнению своих обязанностей личная печать, штампы, бланки, реестр для регистрации нотариальных действий и иные дела временно замещающее нотариуса лицо передает нотариусу по акту.
При невозможности осуществить прием документов самим нотариусом от временно замещающего его лица прием печати нотариуса, штампов, бланков, реестра регистрации нотариальных действий, нотариального архива, документов по нотариальному производству и иных документов производится комиссией.
Акты приема-передачи дел помещаются в номенклатурное дело "Акты приема-передачи дел (документов) и личной печати нотариуса", предусмотренное Примерной номенклатурой с индексом 01-40, со сроком хранения "Постоянно". Периоды исполнения обязанностей лицом, замещающим временно отсутствующего нотариуса, передача дел и печати с воспроизведением Государственного герба РФ учитываются в Журнале учета приема-передачи полномочий, дел нотариуса и печати (номенклатурное дело с индексом 01-12 Примерной номенклатуры "Журнал учета приема-передачи полномочий и дел нотариуса" со сроком хранения "Постоянно")*(122). Также нотариусом ведется дело с индексом 01-11 Примерной номенклатуры "Журнал учета соглашений и распоряжений о замещении временно отсутствующего нотариуса" со сроком хранения "Постоянно".
В Правилах не установлено, в какое дело формируются документы, подтверждающие уважительность причин невозможности исполнения нотариусом своих служебных обязанностей. Считаем целесообразным данные документы прикладывать к распоряжениям о замещении временно отсутствующего нотариуса и помещать вместе с распоряжениями нотариуса в дело с индексом 01-10 Примерной номенклатуры "Соглашения и распоряжения о замещении временно отсутствующего нотариуса" со сроком хранения "Постоянно".
Необходимо отметить, что в практической деятельности нотариусов возникла проблема применения п. 99 Правил. Буквальное прочтение п. 99 Правил в новой редакции позволяет сделать вывод том, что нотариус обязан в случае его длительного отсутствия (более трех месяцев) передать свои дела и документы другому нотариусу даже при наличии помощника нотариуса. Так как данное положение противоречит смыслу и содержанию ст. 20 Основ, рекомендуется руководствоваться в данном случае ст. 20 Основ. Правила являются подзаконным нормативным актом, а в случае несоответствия норм подзаконного нормативного акта нормам закона должны применяться нормы закона как правового акта большей юридической силы. Вместе с тем считаем, что в п. 99 Правил должны быть внесены соответствующие изменения, исключающие неясности и противоречия.
Передача дел другому нотариусу. При отсутствии кандидатуры для замещения временно отсутствующего нотариуса возможна передача дел отсутствующего нотариуса другому нотариусу при наличии в нотариальном округе иного нотариуса. Данная процедура значительно отличается от процедуры замещения нотариуса и заключается в следующем.
Во-первых, территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой принимается решение о наделении иного нотариуса полномочиями по совершению нотариальных действий, требующих использования нотариального архива временно отсутствующего нотариуса, а также нотариальных действий, совершение которых отнесено к исключительной компетенции временно отсутствующего нотариуса.
Во-вторых, нотариус, которому передаются дела на время отсутствия другого нотариуса, осуществляет нотариальные действия от своего имени, пользуется своей печатью, а не печатью временно отсутствующего нотариуса и регистрирует все нотариальные действия в своих реестрах, книгах и журналах.
В-третьих, дела и документы передаются другому нотариусу по акту в следующем объеме:
- в случае длительного отсутствия нотариуса (более трех месяцев) передаче подлежат все дела, сформированные нотариусом, занимающимся частной практикой, или в государственной нотариальной конторе, включая реестры, книги, журналы. При этом дела постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения должны быть полностью оформлены в соответствии с п. 69 Правил; дела со сроком хранения до 10 лет могут передаваться частично оформленными в соответствии с п. 68 Правил;
- в случае временного отсутствия нотариуса (от семи календарных дней до трех месяцев) подлежат передаче нотариусом другому нотариусу находящиеся в его производстве наследственные дела для дальнейшего ведения и выдачи свидетельств о праве на наследство, алфавитные книги учета наследственных дел, книги учета наследственных дел.
В государственной нотариальной конторе дела в указанном выше объеме в соответствующих случаях передаются:
- нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, - нотариусу, ответственному за делопроизводство в государственной нотариальной конторе, в соответствии с приказом территориального органа юстиции;
- нотариусом, ответственным за делопроизводство в государственной нотариальной конторе, - другому нотариусу, работающему в государственной нотариальной конторе, определенному приказом территориального органа юстиции, либо нотариусу, занимающемуся частной практикой, определенному приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой;
- работником, ответственным за делопроизводство в государственной нотариальной конторе, - нотариусу, ответственному за делопроизводство, или другому работнику в соответствии с приказом территориального органа юстиции.
В настоящее время нет механизма реализации на практике процедуры передачи дел другому нотариусу. Поэтому передающие стороны сами произвольно определяют порядок передачи дел и работы с данными делами, соблюдая при этом требование о составлении акта приема-передачи дел.
В случае отсутствия в нотариальном округе иного нотариуса, кроме замещаемого, и отсутствия кандидатуры, отвечающей установленным Основами требованиям на замещение временно отсутствующего нотариуса, вопрос о совершении нотариальных действий в данном округе на период временного отсутствия нотариуса по уважительным причинам может быть решен также путем изменения территории деятельности нотариуса другого нотариального округа совместным решением территориального органа и нотариальной палаты. В этом случае дела отсутствующего нотариуса передаются другому нотариусу в порядке, установленном Основами для изменения территории деятельности нотариуса.
Б. Передача дел в связи со сложением полномочий нотариуса
В случае невозможности нотариусом исполнять свои полномочия и (или) содержать архив, а также сложения полномочий нотариусом, занимающимся частной практикой, изменения территории его деятельности, увольнения нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, или работника, ответственного за делопроизводство, дела и документы передаются по акту:
- нотариусом, занимающимся частной практикой, - другому нотариусу, определенному приказом территориального органа юстиции по согласованию с нотариальной палатой;
- нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, - нотариусу, ответственному за делопроизводство в государственной нотариальной конторе, в соответствии с приказом территориального органа юстиции;
- нотариусом, ответственным за делопроизводство в государственной нотариальной конторе, - другому нотариусу, работающему в государственной нотариальной конторе, определенному приказом территориального органа юстиции, либо нотариусу, занимающемуся частной практикой, определенному приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой;
- работником, ответственным за делопроизводство в государственной нотариальной конторе, - нотариусу, ответственному за делопроизводство, или другому работнику в соответствии с приказом территориального органа юстиции.
В случае отсутствия нотариуса, занимающегося частной практикой, которому могут быть переданы дела, дела передаются на временное хранение в нотариальную палату.
Срок передачи дел не должен превышать 30 дней с момента сложения полномочий нотариусом, занимающимся частной практикой, если Правилами не установлено иное. При увольнении лица, ответственного за делопроизводство, не являющегося нотариусом, передача дел должна осуществиться до дня его увольнения.
Подлежат передаче все дела, сформированные у нотариуса в соответствии с Правилами, в том числе реестры, книги, журналы постоянного или временного (свыше 10 лет) срока хранения. В случае прекращения полномочий нотариуса, сформировавшего дела, они подлежат временному хранению у нотариуса, которому дела передаются в соответствии с Правилами.
В случае смерти нотариуса, его тяжелой болезни, объявления в розыск, лишения права нотариальной деятельности по решению суда, при наступлении иных обстоятельств, делающих невозможной передачу дел самим нотариусом, дела нотариуса, включая нотариальные архивные документы, в течение двух месяцев передаются другому нотариусу, определяемому в порядке, установленном п. 99 Правил, комиссией, создаваемой приказом территориального органа юстиции по согласованию с нотариальной палатой.
В состав комиссии включаются представители нотариальной палаты и территориального органа юстиции. В случае передачи дел нотариуса, занимающегося частной практикой, председателем комиссии является представитель нотариальной палаты, при передаче дел государственной нотариальной конторы - представитель территориального органа юстиции.
Срок передачи дел продлевается приказом территориального органа юстиции по согласованию с нотариальной палатой.
Нотариальная палата обязана обеспечить сохранность нотариальных документов. Со дня начала работы комиссии, созданной для передачи дел нотариуса, и до момента передачи этих дел другому нотариусу ответственность за сохранность документов возлагается персонально на председателя комиссии.
В случае невозможности передачи дел комиссией (отсутствие информации о месте нахождения подлежащих передаче дел, доступа к ним, наличие иных объективных причин, делающих невозможной передачу дел) председатель комиссии незамедлительно уведомляет об этом территориальный орган юстиции и нотариальную палату в целях обращения в суд для решения вопроса о принудительном изъятии подлежащих передаче дел.
Дела передаются по акту приема-передачи дел на временное хранение*(123), который от имени передающей стороны подписывается членами комиссии. Дела передаются комиссией в порядке, установленном Правилами для передачи дел самим нотариусом. При этом оформление дел, составление акта приема-передачи дел возлагаются на членов комиссии. При необходимости наследственные дела, алфавитные книги учета наследственных дел, книги учета наследственных дел могут быть переданы комиссией в первоочередном порядке по отдельному акту.
Передаче подлежат все дела, сформированные нотариусом, занимающимся частной практикой, или в государственной нотариальной конторе, включая реестры, книги, журналы. При этом дела постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения должны быть полностью оформлены в соответствии с п. 69 Правил; дела со сроком хранения до 10 лет могут передаваться частично оформленными в соответствии с п. 68 Правил.
Реестры, книги, журналы, не использованные нотариусом, занимающимся частной практикой, передаются в нотариальную палату, а нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, - в территориальный орган юстиции.
Дела передаются по акту приема-передачи дел на временное хранение, составляемому в количестве, соответствующем числу органов, принявших решение о передаче дел (нотариальная палата, территориальный орган юстиции), а также лиц, принимающих и передающих дела. Дела вносятся в акт приема-передачи дел на временное хранение по разделам: "Нотариальные реестры, книги, журналы", "Наследственные дела", "Иные номенклатурные дела". В конце акта приема-передачи дел на временное хранение делается итоговая запись, в которой цифрами и прописью указывается количество включенных в него дел. После передачи дел все экземпляры акта приема-передачи дел на временное хранение подписываются как лицом (лицами), передающим дела, так и лицом (лицами), их принимающим(и), с проставлением даты подписания акта. Если объем акта приема-передачи дел на временное хранение превышает один лист, его листы прошиваются и нумеруются.
Подписанный акт приема-передачи дел на временное хранение утверждается нотариальной палатой (в случае передачи дел нотариусу, занимающемуся частной практикой) или территориальным органом юстиции (при передаче дел нотариусу государственной нотариальной конторы). Один экземпляр утвержденного акта остается в делах органов, его утвердивших, другие - передаются нотариусам (работникам), принимающим и передающим дела. Копия утвержденного акта о передаче дел нотариусу, занимающемуся частной практикой, в трехдневный срок с момента утверждения направляется нотариальной палатой в территориальный орган юстиции.
Дела постоянного хранения, содержащие документы, не исполненные по не зависящим от нотариуса причинам в течение 75 лет (например, лицо, сдавшее нотариусу документы на хранение, не обратилось за их возвратом), подлежат полному оформлению и передаче в соответствующий архив.