Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Финансирование деятельности нотариуса
§ 1. Основы экономики нотариальной деятельности
В соответствии со ст. 23 Основ источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.
Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открыть расчетный и другие счета, в том числе валютный, в любом банке.
Денежные средства, находящиеся на депозитных счетах, не являются доходом нотариуса, занимающегося частной практикой.
В соответствии с частью первой ст. 22 Основ за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За совершение действий, указанных в части первой ст. 22, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ.
Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы.
Отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства.
§ 2. Размеры государственной пошлины и нотариального тарифа
Размеры государственной пошлины установлены ст. 333.24 НК.
Согласно п. 1 указанной статьи за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) за удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 руб.;
2) за удостоверение прочих доверенностей, требующих нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 руб.;
3) за удостоверение доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, в случаях, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 руб.;
4) за удостоверение договоров об ипотеке, если данное требование установлено законодательством Российской Федерации:
- за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, - 200 руб.;
- за удостоверение договоров об ипотеке другого недвижимого имущества, за исключением морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания, - 0,3% суммы договора, но не более 3 тыс. руб.;
- за удостоверение договоров об ипотеке морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания - 0,3% суммы договора, но не более 30 тыс. руб.;
4.1) за удостоверение договоров купли-продажи и залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью в зависимости от суммы договора:
- до 1 млн. руб. - 0,5% суммы договора, но не менее 1500 руб.;
- от 1 млн 1 руб. до 10 млн. руб. включительно - 5 тыс. руб. плюс 0,3% суммы договора, превышающей 1 млн. руб.;
- свыше 10 млн 1 руб. - 32 тыс. руб. плюс 0,15% суммы договора, превышающей 10 млн. руб., но не более 150 тыс. руб.;
5) за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 0,5% суммы договора, но не менее 300 руб. и не более 20 тыс. руб.;
6) за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены, - 500 руб.;
7) за удостоверение договоров уступки требования по договору об ипотеке жилого помещения, а также по кредитному договору и договору займа, обеспеченному ипотекой жилого помещения, - 300 руб.;
8) за удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций - 500 руб.;
9) за удостоверение соглашения об уплате алиментов - 250 руб.;
10) за удостоверение брачного договора - 500 руб.;
11) за удостоверение договоров поручительства - 0,5% суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 200 руб. и не более 20 тыс. руб.;
12) за удостоверение соглашения об изменении или о расторжении нотариально удостоверенного договора - 200 руб.;
13) за удостоверение завещаний, за принятие закрытого завещания - 100 руб.;
14) за вскрытие конверта с закрытым завещанием и оглашение закрытого завещания - 300 руб.;
15) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом, за исключением имущества, предусмотренного подп. 16 настоящего пункта:
- детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам - 100 руб.;
- другим физическим лицам - 500 руб.;
16) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:
- детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам - 250 руб.;
- другим физическим лицам - 400 руб.;
17) за совершение морского протеста - 30 тыс. руб.;
18) за свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой - 100 руб. за одну страницу перевода документа;
19) за совершение исполнительной надписи - 0,5% взыскиваемой суммы, но не более 20 тыс. руб.;
20) за принятие на депозит денежных сумм или ценных бумаг, если такое принятие на депозит обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 0,5% принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 20 руб. и не более 20 тыс. руб.;
21) за свидетельствование подлинности подписи, если такое свидетельствование обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- на документах и заявлениях, за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц, - 100 руб.;
- на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридических лиц (с каждого лица, на каждом документе) - 200 руб.;
22) за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию:
- детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя - 0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 тыс. руб.;
- другим наследникам - 0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1 млн. руб.;
23) за принятие мер по охране наследства - 600 руб.;
24) за совершение протеста векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта и за удостоверение неоплаты чека - 1% неоплаченной суммы, но не более 20 тыс. руб.;
25) за выдачу дубликатов документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти, - 100 руб.;
26) за совершение прочих нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, - 100 руб.
Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий установлены п. 1 ст. 333.25 НК. За совершение нотариальных действий государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза;
2) при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно;
3) при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по закону, по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым наследником;
4) за выдачу свидетельства о праве на наследство, выдаваемого на основании решений суда о признании ранее выданного свидетельства о праве на наследство недействительным, государственная пошлина уплачивается в соответствии с порядком и в размерах, которые установлены гл. 25.3 НК. При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранее выданное свидетельство, подлежит возврату в порядке, установленном ст. 333.40 НК. По заявлению плательщика государственная пошлина, уплаченная за ранее выданное свидетельство, подлежит зачету в счет государственной пошлины, подлежащей уплате за выдачу нового свидетельства, в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. В таком же порядке решается вопрос при повторном удостоверении договоров, признанных судом недействительными;
5) при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с подп. 7-10 настоящего пункта. При исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подп. 7-10 настоящего пункта. При исчислении размера государственной пошлины за удостоверение сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, а также сделок, устанавливающих обязательство по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже номинальной стоимости доли или части доли. При исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров купли-продажи и залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью принимается оценка доли или части доли как предмета залога, указанная сторонами договора залога, но не ниже номинальной стоимости доли, части доли соответственно. По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подп. 7-10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в подп. 7-10 настоящего пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества;
6) оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса ЦБ РФ - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства;
7) стоимость транспортных средств может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или судебно-экспертными учреждениями органа юстиции;
8) стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения;
9) стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальными подразделениями;
10) стоимость имущества, не предусмотренного подп. 7-9 настоящего пункта, определяется оценщиками или юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности;
11) оценка стоимости патента, переходящего по наследству, производится исходя из всех сумм уплаченной на день смерти наследодателя государственной пошлины за патентование изобретения, промышленного образца или полезной модели. В таком же порядке определяется стоимость переходящих по наследству прав на получение патента;
12) оценка переходящих по наследству имущественных прав производится из стоимости имущества (курса ЦБ РФ - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства;
13) оценка наследственного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, или переходящих на него по наследству имущественных прав определяется исходя из суммы, указанной в оценочном документе, составленном за границей должностными лицами компетентных органов и применяемом на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 22.1 Основ определены размеры нотариального тарифа. Нотариальный тариф за совершение указанных в настоящей статье действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимается в следующих размерах:
1) за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества:
- супругу, родителям, детям, внукам - 3 тыс. руб. плюс 0,2% оценки недвижимого имущества (суммы сделки), но не более 50 тыс. руб.;
- другим лицам в зависимости от суммы сделки:
- до 1 млн. руб. включительно - 3 тыс. руб. плюс 0,4% суммы сделки;
- свыше 1 млн. руб. до 10 млн. руб. включительно - 7 тыс. руб. плюс 0,2% суммы сделки, превышающей 1 млн. руб.;
- свыше 10 млн. руб. - 25 тыс. руб. плюс 0,1% суммы сделки, превышающей 10 млн. руб., а в случае отчуждения жилых помещений (квартир, комнат, жилых домов) и земельных участков, занятых жилыми домами, - не более 100 тыс. руб.;
2) за удостоверение договоров дарения, за исключением договоров дарения недвижимого имущества:
- детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам - 0,3% суммы договора, но не менее 200 руб.;
- другим лицам - 1% суммы договора, но не менее 300 руб.;
3) за удостоверение договоров финансовой аренды (лизинга) воздушных, речных и морских судов - 0,5% суммы договора;
4) за удостоверение прочих сделок, предмет которых подлежит оценке, в зависимости от суммы сделки:
- до 1 млн. руб. включительно - 2 тыс. руб. плюс 0,3% суммы сделки;
- свыше 1 млн. руб. до 10 млн. руб. включительно - 5 тыс. руб. плюс 0,2% суммы договора, превышающей 1 млн. руб.;
- свыше 10 млн. руб. - 23 тыс. руб. плюс 0,1% суммы договора, превышающей 10 млн. руб., но не более 500 тыс. руб.;
5) за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке, - 500 руб.;
6) за удостоверение доверенностей, нотариальная форма которых не обязательна в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 руб.;
7) утратил силу с 1 февраля 2014 г.;
8) за принятие в депозит нотариуса денежных сумм или ценных бумаг, за исключением случая, указанного в п. 8.1 - 0,5% принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 1 тыс. руб.;
8.1) за принятие в депозит нотариуса, удостоверившего сделку, денежных сумм в целях исполнения обязательств по такой сделке - 1500 руб.;
9) за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из документов - 10 руб. за страницу копии документов или выписки из них;
10) за свидетельствование подлинности подписи:
- на заявлениях и других документах (за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц) - 100 руб.;
- на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридического лица (с каждого лица, на каждом документе) - 200 руб.;
11) за выдачу свидетельства о праве собственности на долю в находящемся в общей собственности супругов имуществе, нажитом во время брака, в том числе за выдачу свидетельства о праве собственности в случае смерти одного из супругов, - 200 руб.;
12) за хранение документов - 20 руб. за каждый день хранения;
12.1) за регистрацию уведомления о залоге движимого имущества - 600 руб.;
12.2) за выдачу выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества - 40 руб. за каждую страницу выписки в пределах первой-десятой страниц включительно, 20 руб. за каждую страницу выписки начиная с одиннадцатой страницы;
12.3) за удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу - 50 руб. за каждую страницу документа на бумажном носителе;
12.4) за удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе - 50 руб. за каждую страницу документа на бумажном носителе;
12.5) за представление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - 1 тыс. руб.;
12.6) за обеспечение доказательств - 3 тыс. руб.;
12.7) за удостоверение решения органа управления юридического лица - 3 тыс. руб. за каждый час присутствия нотариуса на заседании соответствующего органа;
13) за совершение прочих нотариальных действий - 100 руб. За нотариальные действия, совершаемые вне помещений нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, нотариальный тариф взимается в размере, увеличенном в полтора раза.
У нотариусов часто возникают вопросы, связанные с взиманием нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство на имущественные права.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.25 НК оценка переходящих по наследству имущественных прав производится из стоимости имущества (курса ЦБ РФ - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства. По нашему мнению, данная норма применима во всех случаях наследования имущественных прав, но применительно к отдельным правам имеются определенные особенности.
Так, при наследовании права пожизненного наследуемого владения земельным участком оценка этого права соответствует стоимости земельного участка, и для определения размера тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство можно руководствоваться нормативной ценой земельного участка.
В случае если в состав наследства входят права и обязанности по договору об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов, стоимостный объем этих прав указывается в договоре. Это общая сумма, которая должна быть уплачена наследодателем за приобретаемый по договору объект. При этом не имеет значения, выплачена ли сумма, являющаяся ценой договора, наследодателем при жизни полностью или частично. К наследникам в порядке наследственного правопреемства переходит весь объем прав и обязанностей по договору - как исполненных, так и неисполненных, конечным итогом исполнения которых является приобретение в собственность жилого помещения. Таким образом, сумма, которая должна быть уплачена по договору, соответствует стоимости самого будущего объекта - жилого помещения. Для определения размера тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство достаточно представления нотариусу договора о долевом участии в строительстве.
Несколько сложнее обстоит дело, если в состав наследства входят права и обязанности по договору аренды имущества. По договору аренды имущество предоставляется за плату во временное владение и пользование или во временное пользование на установленный договором срок. При оформлении наследственных прав по таким договорам оценить объем имущественных прав в размере полной стоимости объекта договора было бы неправомерно. Например, договор аренды какого-либо очень дорогостоящего объекта заключен на непродолжительный срок. В этом случае нотариальный тариф, взысканный с полной стоимости объекта, будет несоответственно завышен по сравнению с объемом перешедших наследникам прав и обязанностей наследодателя.
Вместе с тем, по нашему мнению, сумму арендной платы за весь срок действия договора можно воспринимать как стоимость имущества на определенный договором аренды срок. Сумма денежных средств по договору, не выплаченная к моменту открытия наследства, будет являться стоимостью наследуемых прав и обязанностей по договору. Таким образом, правила упомянутой статьи НК не будут нарушены: пусть опосредованно, но оценка прав и обязанностей по договору соответствует стоимости имущества, на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства. Дополнительных документов для выдачи свидетельства о праве на наследство, как правило, также не требуется. Во всех перечисленных ситуациях законодательной необходимости прибегать к помощи оценщиков не имеется. По аналогии с подп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества.
Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
В случае представления нескольких документов с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.
Таким образом, если наследники согласны с оценкой имущества (имущественных прав), указанных в договоре или ином документе, то нотариальный тариф за выдачу свидетельства о праве на наследство может быть взыскан в соответствии с этими документами. При несогласии с такой оценкой наследники могут обратиться к оценщикам, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.
§ 3. Льготы по уплате государственной пошлины (нотариального тарифа)
Согласно ст. 333.38 НК от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом;
2) инвалиды I и II группы - на 50% по всем видам нотариальных действий;
3) физические лица - за удостоверение завещаний имущества в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;
4) общественные организации инвалидов - по всем видам нотариальных действий;
5) физические лица - за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании:
- жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти;
- имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям. К числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами;
- вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, пенсий.
Наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическими расстройствами, над которыми в порядке, определенном законодательством, установлена опека, освобождаются от уплаты государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях независимо от вида наследственного имущества;
6) наследники работников, которые были застрахованы за счет организаций на случай смерти и погибли в результате несчастного случая по месту работы (службы), - за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм;
7) финансовые и налоговые органы - за выдачу им свидетельств о праве на наследство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
8) школы-интернаты - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких школах;
9) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области образования, - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях;
10) воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск - за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба;
11) лица, получившие ранения при защите СССР, Российской Федерации и исполнении служебных обязанностей в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации, - за свидетельствование верности копий документов, необходимых для предоставления льгот;
12) физические лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, - за удостоверение сделок по приобретению жилого помещения, полностью или частично оплаченного за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
13) наследники сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, застрахованных в порядке обязательного государственного личного страхования, погибших в связи с осуществлением служебной деятельности либо умерших до истечения одного года со дня увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, - за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию;
14) физические лица - за удостоверение доверенности на получение пенсий и пособий;
15) FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерние организации FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, производители медиаинформации FIFA, вещатели FIFA, коммерческие партнеры FIFA, контрагенты FIFA, указанные в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - за совершение нотариальных действий в связи с государственной регистрацией юридических лиц, аккредитацией филиалов и представительств иностранных организаций, созданных на территории Российской Федерации в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Как уже упоминалось, льготы по уплате государственной пошлины для юридических и физических лиц, предусмотренные указанной статьей, распространяются на этих лиц также при совершении нотариальных действий нотариусом, занимающимся частной практикой.
§ 4. Оказание нотариусами дополнительных услуг правового и технического характера
Как уже отмечалось, источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются не только денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий, но и денежные средства, полученные за оказание услуг правового и технического характера.
В нотариальной практике вопрос о возможности взимания нотариусами, занимающимися частной практикой, тарифов за услуги правового и технического характера решался сложно и неоднозначно.
Налоговым законодательством, а также Основами установлены только ставки государственной пошлины и нотариального тарифа за совершение нотариальных действий.
Вместе с тем в нарушение норм Конституции РФ налоговое законодательство содержит пробелы в части оплаты при оказании нотариусами отдельных услуг правового и технического характера: в частности, не предусмотрены ставки государственной пошлины и нотариального тарифа за составление проектов документов, изготовление документов, разъяснительную работу и т.п.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в нашем государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права.
Одним из наиболее важных прав гражданина является право на труд. Статья 37 Конституции РФ провозглашает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Составление проектов документов в нотариальной практике является сложным, трудоемким, интеллектуальным процессом, для достижения положительных результатов которого необходимо приложить свои юридические знания и затратить немало времени. От того, насколько грамотно составлен проект какого бы то ни было нотариального документа, зависят права, а иногда и судьбы граждан и юридических лиц. Проекты некоторых сделок являются очень сложными, существенными по содержанию и объему, а их составление значительно увеличивает их юридическую значимость по сравнению с непосредственным удостоверением таких сделок. Кроме того, во многих цивилизованных странах продукт интеллектуальной деятельности оценивается несоизмеримо дороже результатов физического труда.
Выполнение вышеназванных функций в соответствии со ст. 15 и 16 Основ является неотъемлемой частью деятельности нотариуса, составляющим элементом его прав и обязанностей. Нотариус не вправе отказать гражданам в составлении проекта документа и оказании услуг технического характера.
При этом нотариус, занимающийся частной практикой, финансирует свою деятельность самостоятельно. Таким образом, взимание нотариусами тарифов за составление проектов документов, а также выполнение технической работы является необходимым в любом правовом государстве во избежание нарушений прав его граждан, а интеллектуальные и трудовые затраты нотариуса подлежат необходимой денежной компенсации.
Взимание тарифов за оказание частнопрактикующими нотариусами вышеперечисленных услуг отнюдь не противоречит требованиям НК. Налоговый кодекс, определяя ставки государственной пошлины, не устанавливает запрета на введение тарифов за совершение иных юридически значимых действий, а также оказание иных услуг правового и технического характера, оплата которых не предусмотрена НК.
Более того, в определенный период в НК существовала норма, в соответствии с которой не подлежали налогообложению на добавленную стоимость (освобождались от налогообложения) на территории Российской Федерации в числе других операций совершение нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариальных действий, а также оказание услуг правового и технического характера в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате (подп. 15.1 п. 3 ст. 149 НК). Эта норма, пусть косвенно, но вместе с тем недвусмысленно свидетельствовала о возможности взимания тарифов за оказание дополнительных услуг правового и технического характера.
В настоящее время указанная статья признана утратившей силу в связи с изменением законодательства о налоге на добавленную стоимость.
Судебная практика. О возможности взимания дополнительных тарифов за оказание услуг правового и технического характера свидетельствует также Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N 272-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чераневой Антонины Афанасьевны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим части первой статьи 15 и частью первой статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате".
Конституционный Суд РФ установил следующее.
Решением мирового судьи, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, исковые требования гражданки А.А. Чераневой о взыскании с нотариуса суммы неосновательного обогащения удовлетворены частично. Как указал мировой судья, нотариус, выдавший заявительнице свидетельства о праве на наследство, оказал ей также услуги правового и технического характера, включая составление проектов документов, консультирование, регистрацию свидетельств в реестре, формирование наследственного дела, которые подлежат оплате помимо оплаты нотариального тарифа за совершение нотариальных действий. Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 30 сентября 2010 г. в передаче надзорной жалобы в Президиум данного суда А.А. Чераневой отказано.
В своей жалобе в Конституционный Суд РФ А.А. Черанева оспаривала конституционность указанных статей Основ.
Конституционный Суд РФ, изучив представленные А.А. Чераневой материалы, не нашел оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Конституционным Судом РФ сделаны следующие выводы.
В силу ст. 22 Основ размеры нотариальных тарифов, взимаемых нотариусами, занимающимися частной практикой, за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, соответствуют размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе (часть вторая); также законодателем закреплена возможность предоставления льгот при оплате нотариальных действий вне зависимости от характера платежа и статуса лица, уполномоченного на осуществление таких действий (часть четвертая).
Статья 22 Основ, как следует из ее названия (в ред. Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ - "Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности"), допускает, помимо оплаты непосредственно нотариальных действий, возможность оплаты и иных услуг, оказываемых нотариусами при осуществлении нотариальной деятельности. Это отражено также в оспариваемой заявительницей ч. 1 ст. 23 Основ, указывающей среди источников финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, денежные средства, полученные им за оказание услуг правового и технического характера.
Предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством.
Между тем лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса - помимо нотариальных действий - дополнительно услуг правового или технического характера. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо. Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия.
Таким образом, оспариваемые заявительницей положения Основ не предполагают возможность взимания за совершение нотариальных действий нотариальных тарифов в больших размерах, чем это определено законодателем, и допускают финансирование деятельности нотариуса за счет оказания дополнительных услуг правового и (или) технического характера, предоставляемых гражданам и юридическим лицам исключительно при наличии их согласия. Соответственно, эти законоположения не могут расцениваться как нарушающие ее конституционные права.
Исходя из изложенного, Конституционный Суд РФ определил: отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чераневой Антонины Афанасьевны, поскольку она не отвечает требованиям, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд РФ признается допустимой.
§ 5. Вопросы налогообложения нотариусов
Налогообложение доходов нотариусов, занимающихся частной практикой, регулируется НК.
В соответствии с п. 1 ст. 85 НК органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.
При этом в силу п. 6 ст. 83 НК постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами юстиции. Согласно п. 2 ст. 84 НК налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) нотариуса по месту его жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений. Нотариусу выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица в качестве нотариуса, занимающегося частной практикой (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).
После того как гражданин (нотариус) прошел регистрацию в налоговой инспекции в качестве нотариуса, занимающегося частной практикой, налоговая инспекция направляет о нем сведения в Государственный комитет РФ по статистике. Территориальные органы статистики присваивают нотариусу коды общероссийских классификаторов. Обратившись в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики, нотариус получает уведомление о присвоении кодов.
Кроме того, согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского образования" (далее - Федеральный закон о страховых взносах) нотариусы признаются плательщиками страховых взносов как лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и как нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Учет плательщиков страховых взносов осуществляют территориальные отделения ПФР и ФОМС (по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию). Регистрирующий орган присваивает регистрационные номера внебюджетных фондов и выдает уведомление о регистрации в этих фондах.
Нотариусы вправе добровольно вступить в отношения по обязательному страхованию себя на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для этого необходимо подать заявление в территориальное отделение ФСС по месту жительства для регистрации в качестве страхователя и представить копии следующих документов:
- паспорта;
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- лицензии на осуществление нотариальной деятельности.
В налоговых правоотношениях нотариусы выступают в нескольких статусах: как физическое лицо, как нотариус-налогоплательщик и как налоговый агент - работодатель.
Заключив трудовой (гражданско-правовой) договор с первым работником, нотариусу необходимо в течение 30 дней подать заявление в территориальное отделение ПФР для регистрации. Форма заявления и правила его заполнения приведены в приложениях N 7 и N 8 к Порядку регистрации, утвержденному постановлением Правления ПФ РФ от 13 октября 2008 г. N 296п. К заявлению необходимо приложить:
- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- копию паспорта;
- копии трудовых (гражданско-правовых) договоров с наемными работниками.
В течение пяти дней после подачи заявления Фонд выдает "Уведомление о регистрации в территориальном органе ПФР страхователя, производящего выплаты физическим лицам".
Срок подачи заявления для регистрации в территориальном отделении ФСС - не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым работником. Форма заявления приведена в Приложении N 2 к Порядку регистрации, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 959н. При подаче заявления необходимо предъявить паспорт и копии следующих документов:
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- трудовых книжек наемных работников.
В течение пяти дней после подачи заявления Фонд выдает уведомление о регистрации.
Регистрация нотариуса в качестве страхователя, производящего выплаты работникам, производится один раз. При принятии на работу новых сотрудников регистрироваться в ПФР, ФСС не нужно.
Плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона о страховых взносах, к которым относятся и нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах. Начиная с 1 января 2014 г. фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд зависит от размера полученного дохода. Если размер дохода нотариуса не превышает 300 тыс. рублей за финансовый год, то фиксированный платеж в Пенсионный фонд определяется как МРОТ на начало финансового года, умноженный на 26% и умноженный на 12 месяцев. С 1 января 2015 г. Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ для расчетов установлен в размере 5965 руб.
Таким образом, по новым правилам фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию составит: 5965 руб. х 26% х 12 = 18 610,80 руб.
Если же доход нотариуса превышает 300 тыс. руб., то к данной сумме фиксированного платежа прибавляется 1% от суммы дохода, превышающего этот лимит (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 237-ФЗ, п. 1, 2 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона о страховых взносах). Максимальная сумма страховых взносов не может быть более увеличенного в 12 раз восьмикратного МРОТ и установленного тарифа пенсионных взносов. В 2015 г. эта сумма составляет 148 886,40 руб. (5965 руб. х 8 х 12 х 26% = 148 886,40). Если сумма подсчитанных нотариусом взносов больше этой суммы, то в Пенсионный фонд следует платить 148 886,40 руб.
Взносы на обязательное медицинское страхование рассчитываются по-прежнему. Необходимо только учитывать минимальный размер оплаты труда, установленный на начало финансового года, т.е. на 1 января 2015 г., - 5965 руб. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение МРОТ (5965 руб.) и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (5,1%), увеличенного в 12 раз (п. 3 ч. 2 ст. 12, ч. 1.2 ст. 14 Федерального закона о страховых взносах). Итак, сумма фиксированного взноса в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) за 2015 год составит: 5965 руб. х 5,1% х 12 = 3650,58 руб.
Страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 18 610,80 руб. и в Федеральный фонд обязательного медицинского образования в размере 3650,58 руб. необходимо заплатить до 31 декабря 2015 г. Страховые взносы в Пенсионный фонд, исчисленные с дохода нотариуса, превышающего 300 тыс. руб. за календарный год, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным годом, т.е. до 1 апреля 2016 г.
Следует обратить внимание на то, что сумма страховых взносов за 2015 г., которые нотариус должен заплатить "за себя", в совокупности не может превышать 152 536,98 руб. (148 886,40 руб. + 3650,58 руб.)
К налогам, уплачиваемым нотариусами как налогоплательщиками - физическими лицами, относится налог на доходы физических лиц. Особенности исчисления налога на доходы физических лиц нотариусами, занимающимися частной практикой, установлены ст. 227 НК.
В соответствии с п. 2 ст. 227 НК нотариусы самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет в порядке, установленном ст. 225 НК.
Рассмотрим подробнее, как же правильно исчислить этот налог.
Объектом налогообложения признается доход, полученный нотариусом от нотариальной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Учет доходов и расходов ведется путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов (далее - КУДиР) и хозяйственных операций. Операции о полученных доходах и произведенных расходах фиксируются в КУДиР в момент их совершения. Доходы и расходы отражаются кассовым методом. Это означает, что доходы отражаются после фактического получения, а расходы - после их фактической оплаты. В КУДиР обобщается накопленная информация и отражается результат деятельности нотариуса за налоговый период. Форма КУДиР может быть разработана нотариусом самостоятельно, с учетом специфики нотариальной деятельности (можно приобрести уже разработанную компьютерную программу) и вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
Общие требования к оформлению КУДиР включают в себя следующие пункты:
- на каждый очередной налоговый период открывается новая КУДиР;
- при ведении КУДиР в электронном варианте по окончании отчетного периода ее необходимо распечатать на бумажных носителях;
- КУДиР должна быть пронумерована и прошнурована. На последней странице указывается количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью нотариуса и печатью;
- исправление ошибок в КУДиР должно быть обосновано и подтверждено подписью нотариуса с указанием даты исправления и печатью.
С 2013 г. обязательное заверение КУДиР в налоговом органе отменено, однако прошитая и пронумерованная КУДиР должна быть в любом случае.
Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в реестрах, формы которых устанавливаются Министерством юстиции РФ. В реестрах также отражаются суммы тарифов, полученных нотариусом за совершение нотариальных действий, которые заносятся в КУДиР в графу "доходы". Нотариус ежемесячно представляет в нотариальную палату справку о полученных доходах, поэтому удобнее фиксировать в КУДиР полученную сумму доходов за месяц.
При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц следует учитывать особенности определения профессиональных налоговых вычетов, установленных ст. 221 НК. В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 221 НК состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичному порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
Под расходами понимаются затраты, фактически произведенные при осуществлении деятельности и документально подтвержденные первичными учетными документами. К ним относятся договоры, акты сдачи-приемки, платежные поручения, кассовые приходные и расходные ордера, накладные, счета-фактуры, квитанции, кассовые и товарные чеки и др.
Исходя из специфики нотариальной деятельности, в состав профессиональных налоговых вычетов нотариуса, занимающегося частной практикой, следует включать, в частности, следующие расходы:
- обязательные членские взносы;
- платежи по страхованию нотариальной деятельности;
- платежи по повышению профессиональной подготовки;
- оплату труда лица, исполняющего обязанности нотариуса;
- материальные затраты.
Рассмотрим основания для включения вышеперечисленных расходов в качестве профессиональных налоговых вычетов.
1. Членские взносы в нотариальную палату
Для эффективного контроля за деятельностью частнопрактикующих нотариусов предусмотрено создание нотариальных палат во всех субъектах Российской Федерации. Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, что предусмотрено в ст. 24 Основ.
2. Платежи по страхованию нотариальной деятельности
В соответствии со ст. 18 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор или договоры страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности. Нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения договора страхования.
3. Повышение профессиональной подготовки
В соответствии с п. 1 ст. 221 НК состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
Согласно ст. 31 Основ высшим органом ФНП является собрание представителей нотариальных палат. Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления ФНП, президента ФНП регламентируются уставом ФНП.
В соответствии со ст. 30 Основ постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ от 18 апреля 2001 г. N 10 принят Профессиональный кодекс нотариусов РФ. Пункт 3.6 Кодекса определяет, что нотариус обязан постоянно повышать свой профессиональный уровень, техническую компетентность, изучать действующее законодательство и нотариальную практику. Таким образом, повышение квалификации является обязательным для нотариуса.
4. Оплата труда лица, исполняющего обязанности нотариуса
В течение календарного года могут возникнуть причины, по которым нотариус не может исполнять свои обязанности (отпуск, болезнь и др.). Статья 20 Основ определяет наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса. Наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, производится на основании соглашения, заключенного между нотариусом и лицом, желающим исполнять обязанности нотариуса. В связи с этим в соглашении между нотариусом и лицом, временно исполняющим его обязанности, нужно предусмотреть в пользу работника все виды выплат как лицу, осуществляющему полномочия нотариуса.
5. Материальные затраты
Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность (ст. 13 Основ). Значит, он обязан иметь офисное помещение под нотариальную контору, расходы на приобретение (аренду) которого относятся к материальным затратам. К материальным затратам относятся также расходы на содержание офисного помещения, оплата коммунальных услуг, электроэнергии, расходы по приобретению инвентаря, офисной мебели, оргтехники и проч.
Руководствуясь п. 1 ст. 221 НК, рассмотрим, какие еще затраты, произведенные нотариусом в календарном году, можно включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц.
Расходы на оплату труда. Согласно ст. 8 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, нанимать и увольнять работников.
Отношения работника и работодателя регулируются положениями ТК. При документальном оформлении этих отношений следует применять унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Этот перечень содержит довольно много форм, но обязательными в нашем случае являются следующие:
N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме на работу",
N Т-3 "Штатное расписание",
N Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска",
N Т-8 "Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником",
N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость" либо N Т-51 "Расчетная ведомость" в совокупности с
N Т-53 "Платежная ведомость".
В соответствии со ст. 255 НК в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда, в частности, относятся:
1) суммы, начисленные по должностным окладам;
2) начисления стимулирующего характера, в том числе премии, надбавки за профессиональное мастерство и иные подобные показатели;
3) расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации;
4) денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
5) суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования;
6) расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями.
Чуть подробнее остановимся на п. 5 "суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования".
Взносы во внебюджетные фонды платят все работодатели. Объектом налогообложения являются все выплаты (оклады, премии и т.д.), начисленные в пользу работников.
В настоящее время в Российской Федерации действуют взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 406-ФЗ (далее - Федеральный закон N 406-ФЗ), касающийся страховых взносов в ПФР, ФСС, ФОМС, которым в отношении большинства плательщиков до 2016 г. сохранены тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды на уровне 2013 г. Их суммарный размер составит 30%:
- 22% - в Пенсионный фонд;
- 2,9% - в Фонд социального страхования;
- 5,1% - в Фонд обязательного медицинского страхования.
При этом тарифы будут применяться в пределах установленной базы для начисления страховых взносов и в размере 10% в бюджет Пенсионного фонда сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов. Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. N 1316 предельная величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица составляет сумму, не превышающую 711 тыс. руб. нарастающим итогом с 1 января 2015 г. Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 670 тыс. рублей нарастающим итогом с 1 января 2015 г. Предельная величина базы в отношении взносов в ФФОМС отменена. С 1 января 2015 г. взносы на обязательное медицинское страхование нужно будет начислять на всю сумму выплат, рассчитанную нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Заработная плата работникам начисляется ежемесячно, и по итогам каждого календарного месяца нотариусы-работодатели производят исчисление ежемесячных платежей, исходя из величины выплат и ставки взноса. Уплата платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Уплата взносов производится отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования.
Существует еще один вид начислений. Это отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральным законом N 323-ФЗ устанавливается, что в 2014 г. и плановом периоде 2015-2016 гг. размеры и порядок уплаты страховых тарифов на обязательное социальное страхование не изменяются и она осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год". Основной вид деятельности нотариуса - деятельность в области права (код ОКВЭД 74.11) относится к 1 классу профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,20% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных. Исчисление и уплата данных отчислений производятся аналогично порядку исчисления и уплаты страховых взносов в ПФ, ФСС, ФОМС.
Расчетным периодом по взносам и отчислениям признается календарный год. Отчетные периоды - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, год.
С 2014 г. (начиная с отчетного периода за 1 квартал 2014 г.) для плательщиков введена Единая форма отчетности в ПФР (РСВ-1ПФР), объединившая в себе отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС в целом по организации и сведения индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному лицу. Новая форма утверждена постановлением Правления ПФР от 16 января 2014 г. N 2п "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения" (зарегистрировано в Минюсте России 18 февраля 2014 г.).
Единую форму отчетности в ПФР (расчет по форме РСВ-1 ПФР) нотариус-работодатель должен представлять в территориальные органы ПФР ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Таким образом, последними днями сдачи отчетности за 2014 г. становятся 15 мая, 15 августа, 15 ноября и 15 февраля 2015 г.
В территориальный орган Фонда социального страхования по месту своего учета плательщики страховых взносов, в том числе и нотариусы-работодатели, ежеквартально не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют отчетность - Расчет по Форме 4-ФСС (ст. 15 Федерального закона о страховых взносах, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Расчет по Форме 4-ФСС включает в себя два раздела:
Раздел 1. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенными расходами;
Раздел 3. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения.
В соответствии с п. 1 ст. 226 НК нотариусы, занимающиеся частной практикой, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК. Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 1 ст. 224 НК).
В силу п. 2 ст. 226 НК исчисление сумм и уплата налога производятся нотариусами - налоговыми агентами в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
Исчисление сумм налога налоговыми агентами производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. В соответствии с п. 3 ст. 226 НК исчисление сумм налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов и удержанных другими налоговыми агентами сумм налогов.
Согласно п. 6 ст. 226 НК налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода.
Кроме того, налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ, реквизиты соответствующего платежного документа (п. 1 ст. 230 НК).
Пункт 2 ст. 230 НК предусматривает обязанность налоговых агентов представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.
Расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц, признаются и амортизационные начисления.
Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 тыс. руб. (п. 1 ст. 256 НК).
Порядок определения стоимости амортизируемого имущества установлен в ст. 257 НК. В соответствии с п. 1 указанной статьи под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 тыс. руб.
Основными средствами являются здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которое используется длительное время. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК).
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
Амортизируемое имущество согласно п. 3 ст. 258 НК объединяется в 10 амортизационных групп:
- первая группа - имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
- вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
- третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
- четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
- пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
- шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;
- седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;
- восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
- девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;
- десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.
В соответствии со ст. 258 НК Правительство РФ Постановлением от 1 января 2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" утвердило указанную классификацию основных средств.
Так, согласно утвержденной классификации, персональные компьютеры и печатающие устройства к ним относятся ко второй амортизационной группе, а средства копирования и оперативного размножения - к третьей.
Приобретенные объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК).
Статьей 259 НК определены методы и порядок расчета сумм амортизации. В соответствии с п. 1 ст. 259 НК налогоплательщик-нотариус вправе выбрать один из следующих методов начисления амортизации:
- линейный метод;
- нелинейный метод.
При нелинейном методе амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе). Этот метод начисления амортизации применяется организациями, имеющими на балансе много основных средств, относящихся к разным амортизационным группам.
В подавляющем большинстве случаев используется линейный метод. Он наиболее простой, и суть этого метода в том, что стоимость считается равномерно в течение срока полезного использования объекта. При линейном методе начисления амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
Норма амортизации согласно п. 2 ст. 259.1 НК по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:
К = 1/n х 100%,
где К - норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества;
n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
Согласно п. 4 ст. 259 НК начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат обязательной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
Пример. Нотариус приобрел у организации офисное помещение в ноябре 2013 г. Согласно классификации основных средств, объект относится к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет. Объект начал использоваться в декабре 2013 г. Фактический срок эксплуатации данного объекта у организации уже составил 7 лет, что подтверждено документом, выданном нотариусу. Стоимость объекта, по которой он был приобретен у организации, - 3 млн. руб.
Расчет амортизации:
27 лет - 7 лет = 20 лет, или 240 месяцев, - срок полезного использования данного объекта у нотариуса;
1 / 240 х 100% = 0,417% - месячная норма амортизации;
0,417% х 3 000 000 руб. = 12 510 руб. - месячная сумма амортизации;
12 510 руб. х 12 мес. = 150 120 руб. - сумма амортизации, включаемая в расходы налогового периода 2014 г.
Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списании стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.
Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (ст. 260 НК). Положения этой статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено (п. 2 ст. 260 НК).
В соответствии со ст. 264 НК к прочим расходам, связанным с осуществлением нотариальной деятельности, относятся следующие расходы:
1) суммы налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, уплаченных за отчетный налоговый период, за исключением налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, уплаченного за имущество, непосредственно не используемое для осуществления нотариальной деятельности;
2) расходы по обеспечению пожарной безопасности, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, расходы по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации;
3) расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4) расходы на оплату информационных услуг, в частности приобретение специальной литературы, периодических изданий по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью нотариуса, а также информационных систем (например, "КонсультантПлюс", "Гарант") при наличии подтверждающих документов об их использовании;
5) расходы на канцелярские товары;
6) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, расходы на услуги связи, электронной почты, а также информационных систем (например, "Интернет");
7) арендные платежи за арендуемое имущество;
8) другие расходы, связанные с осуществлением нотариальной деятельности.
Сложив суммы полученных нотариусом в налоговом периоде доходов и вычтя из них суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, определяем налоговую базу.
Налоговые вычеты. При определении размера налоговой базы нотариус-налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 НК, социальных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 219 НК, имущественных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 220 НК, профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК.
В соответствии со ст. 218 НК налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных вычетов:
- в размере 3 тыс. руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:
лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы и т.д.
Полный перечень лиц, имеющих право на получение вычета в размере 3 тыс. руб., прописан в подп. 1 п. 1 ст. 218 НК;
- в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на категории налогоплательщиков, перечисленных в подп. 2 п. 1 ст. 218 НК. В частности, к ним относятся: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп;
- подп. 4 п. 1 ст. 218 НК предусматривает налоговый вычет за каждый месяц налогового периода, который распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок (дети). Размеры и порядок получения указанного вычета прописаны в подп. 4 п. 1 ст. 218 НК.
Перечень социальных налоговых вычетов определен ст. 219 НК.
К ним, в частности, относятся:
суммы доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований благотворительным организациям, религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 219 НК);
суммы, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного п. 2 данной статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей. Подпункт 2 п. 1 ст. 219 НК определяет порядок предоставления указанного социального налогового вычета;
суммы, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным), в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством РФ), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств (подп. 3 п. 1 ст. 219 НК).
Статья 220 НК предоставляет право нотариусу-налогоплательщику при определении размера налоговой базы на получение имущественных вычетов.
Это имущественный налоговый вычет при продаже имущества, имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства (подп. 1, 3 п. 1 ст. 220 НК).
Имущественные налоговые вычеты предоставляются с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены вышеназванной статьей НК.
Налоговые ставки. Статьей 224 НК установлены налоговые ставки в размерах 13, 35, 30 и 9%.
Основная налоговая ставка в размере 13% установлена п. 1 ст. 224 НК.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК.
Налоговая ставка в размере 35% устанавливается в отношении доходов в виде материальной выгоды, полученной налогоплательщиками от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования займов, полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты, земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства (п. 1 ст. 212 НК).
Доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами возникает у нотариусов при получении ими беспроцентной ссуды в нотариальной палате, к которой также применяется налоговая ставка в размере 35%.
В соответствии с п. 2 ст. 212 НК при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в п. 1 данной статьи, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной из условий договора.
Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляются налоговым агентом в порядке, установленном НК (подп. 2 п. 2 ст. 212 НК).
При получении нотариусом ссуды в нотариальной палате налоговым агентом соответственно является нотариальная палата.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 227 НК налогоплательщики, в том числе и нотариусы, занимающиеся частной практикой, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК.
Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 3 ст. 225 НК). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком согласно п. 3 ст. 227 НК с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, уплаченных в соответствующий бюджет.
Исчисление сумм авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет авансовых платежей производится на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 и 221 НК (п. 8 ст. 227 НК).
Согласно п. 9 ст. 227 НК авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
- за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
- за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
- за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик в соответствии с п. 10 ст. 227 НК обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности на текущий год. Налоговый орган в этом случае производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты. Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации. По окончании отчетного года нотариусы в соответствии со ст. 229 НК представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства.
В налоговой декларации указываются все полученные нотариусом в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговым агентом, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (п. 4 ст. 229 НК).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК).
В случае прекращения деятельности до конца налогового периода налогоплательщик (нотариус) обязан в пятидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. Уплата налога, доначисленного по налоговой декларации, порядок представления которой определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.