Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Глушко Е.К. Риск-ориентированный государственный контроль (надзор)
Glushko E.K. Risk-oriented state control (supervision)
Е.К. Глушко - профессор кафедры конституционного и административного права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", кандидат юридических наук, доцент
E.K. Glushko - Professor of Constitutional and Administrative Law Department of National Research University Higher School of Economics, Candidate of Juridical Science, Associate Professor
В последние годы состояние государственного контроля (надзора) вызывает серьезные нарекания со стороны хозяйствующих субъектов и рассматривается ими как один из серьезных административных барьеров. Для улучшения сложившейся ситуации были внесены изменения в нормативные правовые акты, направленные на изменение характера и направленности государственного контроля (надзора). Статья посвящена одному из таких нововведений - риск-ориентированному государственному контролю (надзору). В статье риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля (надзора) рассматривается как управленческая деятельность преимущественно превентивного характера, одна из основных целей которой состоит в предупреждении возможности нанесения вреда охраняемым ценностям. Анализируются предполагаемые трудности и возможные недостатки при применении такого подхода на практике. При этом одна из основных проблем усматривается в неопределенности вопроса о том, кто и каким образом будет устанавливать категории рисков и классы опасности, в потенциальной непрозрачности этого процесса. Риск-ориентированный контроль как всякий иной выборочный контроль требует создания специальных механизмов и процедур, которые позволили бы решить проблему корректного выбора объектов контрольных мероприятий, поскольку в противном случае проверочные мероприятия могут осуществляться на объектах, не имеющих нарушений, и оставлять без внимания объекты, на которых обязательные правила не соблюдаются. Распространение риск-ориентированного государственного контроля (надзора) вряд ли может быть успешным без надежного правового основания. Имеющееся же нормативное правовое регулирование этих отношений видится неполным. В первую очередь, это касается недостаточности законодательной базы. Этот вопрос мог бы быть решен в федеральном законе об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации, однако его принятие неоправданно затягивается.
In recent years the status of state control (supervision) causes severe criticism by economic agents and is regarded as one of the major administrative barriers. Amendments to the regulations to improve the situation were aimed to change the nature and direction of state control (supervision). The article is devoted to one of these innovations - the risk-oriented state control (supervision). The risk-oriented approach in the implementation of state control (supervision) is considered in the article as administrative activities of principally preventive nature, one of the main purposes of which is to prevent the possibility of damage to protected values. Possible difficulties and shortcomings of this approach are analyzed. One of the main problems is seen in the uncertainty of who and how will establish risk and hazard categories in the potential opacity of this process. Risk-oriented control like any other selective control requires the creation of special mechanisms and procedures to solve the problem of the right choice of controlled objects, otherwise the validation activities can be implemented at facilities with no violations, and ignore the facilities where mandatory rules are not followed. Risk-oriented state control (supervision) spread is unlikely to be successful without a reliable legal basis. Current legal regulation seems to be incomplete. First of all, it concerns the insufficient legislative base. This issue could be solved in the Federal law on fundamentals of state and municipal control (supervision) in the Russian Federation, but its adoption is unreasonably prolonged.
Ключевые слова: Административная реформа, государственный контроль (надзор), степень риска, категория опасности, риск-ориентированный подход, проверочные действия, охраняемые ценности.
Key words: Administrative reform, State control (supervision), risk level, hazard category, the risk-oriented approach, validation activities, protected values.
Журнал "Публичное право сегодня"
Специализированный научно-аналитический журнал по проблемам публичного права
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-62304 от 03.07.2015