Автономное учреждение заключило договор поставки электроэнергии с гарантирующим поставщиком в начале января 2018 года. В соответствии с изменениями в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) с 01.01.2018 года договоры на поставку электроэнергии регулированию Законом N 223-ФЗ не подлежат. Означает ли это, что они подпадают под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Если договор на электроснабжение на 2018 год уже размещен в ЕИС, что с ним необходимо делать? Будут ли сведения по нему учитываться в отчетах учреждения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с заключением и исполнением договора о поставке электроэнергии, приобретаемой у гарантирующего поставщика, после 31.12.2017 автономное учреждение не обязано руководствоваться требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в том числе включать информацию о таком договоре в отчетность, составляемую в соответствии с названным законом.
Приобретение автономным учреждением электроэнергии не подпадает под правовое регулирование Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) этот федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в том числе автономными учреждениями.
В ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ перечислены отношения, не регулируемые этим федеральным законом. В соответствии с п. 8 указанной части (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ, действующей с 31.12.2017) в перечень таких правоотношений входит заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности.
Гарантирующий поставщик электрической энергии (далее также - электроэнергия) обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем электроэнергии (абзац двадцать девятый ст. 3, п. 5 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).
Таким образом, с 31.12.2017 отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электроэнергии), стороной которых является гарантирующий поставщик, выведены из сферы правового регулирования Закона N 223-ФЗ.
Как неоднократно отмечали представители Минэкономразвития России, Закон N 223-ФЗ распространяется на всю закупочную деятельность заказчика, за исключением отношений, перечисленных в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ (смотрите, например, письма от 02.10.2015 N Д28и-3001, от 06.07.2015 N Д28и-2007).
В письме Минэкономразвития России от 20.05.2015 N Д28и-1421 также отмечается, что в рамках соблюдения принципа информационной открытости закупки в сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, включается информация обо всех договорах, заключенных заказчиком в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
В рассматриваемом случае договор купли-продажи (поставки) электроэнергии заключен с гарантирующим поставщиком после 31.12.2017. Следовательно, к такому договору не применяются правила Закона N 223-ФЗ, в том числе нормы, обязывающие заказчика размещать в единой информационной системе (ЕИС) сведения о количестве и об общей стоимости договоров и иные сведения, связанные с осуществлением такой закупки (смотрите также п. 3 письма Минэкономразвития России от 12.08.2015 N Д28и-2417). Упомянутый договор исполняется в обычном порядке без учета требований Закона N 223-ФЗ.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, связанные с закупками товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчиками, категории которых перечислены в этом федеральном законе (п. 3 ч. 1 ст. 1, п.п. 5, 6, 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). На закупки, осуществляемые автономными учреждениями, некоторые положения этого Закона распространяются только в случае предоставления таким учреждениям бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Как видим, приобретение электроэнергии к таким закупкам отношения не имеет. Необходимость применять требования Закона N 44-ФЗ при приобретении электроэнергии такими юридическими лицами не вытекает и из положений Закона N 223-ФЗ. Таким образом, автономное учреждение не обязано руководствоваться процедурами, предусмотренными Законом N 44-ФЗ, при закупках электроэнергии, в том числе у гарантирующего поставщика.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
31 января 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.