• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Сложные и спорные вопросы реализации права на образование в России (В.Ю. Матвеев, журнал "Журнал российского права", N 2, февраль 2018 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Матвеев В.Ю. Сложные и спорные вопросы реализации права на образование в России


Matveev V.Yu. Complex and Controversial Issues of Realization of the Right to Education in Russia


В.Ю. Матвеев - заведующий лабораторией образовательного права Юридического института Московского городского педагогического университета, кандидат юридических наук


V.Yu. Matveev - head of the Laboratory of educational law of the Law institute of the Moscow City Pedagogical University, candidate of legal sciences


В настоящий момент отсутствует единство мнений по ряду вопросов, касающихся содержания права на образование и механизмов его реализации, в частности, существуют диаметрально противоположные мнения относительно возможности существования ограниченной образовательной дееспособности. Некоторые проблемы в данной области не получили должного внимания исследователей либо требуют уточнений в связи с изменениями законодательства. В ряде случаев установленные законодательством права, гарантии, свободы и обязанности в сфере образования неточно соотносятся друг с другом вплоть до ситуации конфликта различных принципов и гарантий.

Цель исследования - рассмотрение данных спорных вопросов. В частности, рассмотрены дихотомия образования как общественного блага и обязанности, соотношение принципа "каждый имеет право на образование" и механизмов его реализации, в том числе в неочевидных ситуациях, а также спорные вопросы, связанные с образовательной правоспособностью и дееспособностью.

Методологическую основу анализа составили как общефилософские методы исследования, так и частнонаучные (специальные), в том числе формально-логическое толкование и комплексный анализ.

Сформулирован вывод, что российское законодательство рассматривает образование как специфическое общественное благо, получение которого невозможно без целенаправленных, систематических и активных действий лица, его получающего, что обусловливает необходимость возложения на данное лицо ряда обязанностей по получению данного блага с одновременным установлением корреспондирующих обязанностей государства по обеспечению соответствующих гарантий получения образования. При этом обязанность гражданина получить среднее общее образование является "мягкой", что подтверждается рядом положений законодательства, предусматривающих возможность не выполнять эту обязанность. Важнейшей составной частью права на образование является возможность лица самостоятельно совершать выбор в процессе реализации своих образовательных прав. Образовательные правоспособность и дееспособность представляют собой несовпадающие явления. Обосновывается возможность существования ограниченной образовательной правоспособности и образовательной недееспособности как логично вытекающей из действующих норм законодательства.


Currently, there is no consensus on a number of opinions relating to the content of the right to education and its implementation mechanisms, in particular, there are diametrically opposed views on the possibility of the existence of limited educational capacity. Some problems in this area has not received the proper attention of researchers or require the clarification in connection with changes of the legislation. In some cases, the rights, guarantees, freedoms and responsibilities in the educational sphere, established by law, are not correctly correspond with each other, there is even the conflict of different principles and guarantees.

The purpose of the study is the consideration of controversial issues. In particular, the author considers the dichotomy of education as a public benefit and duty ratio of the principle that "everyone has the right to education" and its implementation mechanisms, including in non-obvious situations, and controversial issues related to educational standing and capacity.

The methodological basis of the analysis consists of the philosophical research methods, as well as of the specific scientific methods, including the formal-logical interpretation and integrated analysis.

The author came to a conclusion that the Russian law considers education as a specific public benefit, the receipt of which is impossible without systematic and active actions of the person receiving it, hence the need of laying on person of a number of responsibilities for receipt of this benefit with the simultaneous establishment of the corresponding responsibilities of the state to provide appropriate safeguards for the education. The obligation of citizens to get the general secondary education is "soft". A number of legal provisions providing for the ability not to perform this duty. The most important part of the right to education is the ability of a person to make their own choice in the process of realization of their educational rights. Educational capacity and capability are the different phenomenon. The author substantiates the possibility of the existence of limited educational capacity and educational incapacity as a logical consequence of the existing law.


Ключевые слова: образование, право на образование, образовательная правоспособность, образовательная дееспособность.


Keywords: education, right to education, educational capacity, educational capacity.


Сложные и спорные вопросы реализации права на образование в России


Автор


В.Ю. Матвеев - заведующий лабораторией образовательного права Юридического института Московского городского педагогического университета, кандидат юридических наук


"Журнал российского права", 2018, N 2