Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Тимошенко И.Г. Социальный контроль как средство противодействия коррупции в зарубежных государствах
Timoshenko I.G. Social control as anti-corruption tool in the foreign countries
И.Г. Тимошенко - ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук
I.G. Timoshenko - leading research fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences
Рассматриваются вопросы социального контроля в сфере предотвращения и противодействия коррупции в условиях внедрения институтов открытого правительства в зарубежных государствах. В частности, исследованы основные категории субъектов социального контроля, виды и формы осуществления социального контроля, направленные на борьбу с коррупцией.
В качестве главной и наиболее массовой категории субъектов социального контроля выступают граждане, которым в демократическом государстве должны быть предоставлены действенные инструменты влияния на государственные институты, осуществляющие политику в наиболее подверженных коррупции сферах общественной жизни. Ответом на возрастание общественной потребности в контроле должна быть готовность государства идти навстречу человеку и обществу, создание реальных организационно-правовых условий для этого.
Существующие формы социального контроля, осуществляемого гражданами в целях противодействия коррупции в зарубежных государствах, многообразны: право присутствовать на заседаниях государственных органов; право внесения в органы государственной власти предложений по тематике готовящихся нормативных правовых актов различного уровня; право на участие в общественных слушаниях, опросах общественного мнения, местных референдумах; право на обращение с петициями, в том числе электронными.
Проанализированы законодательные акты некоторых зарубежных государств, создающие основы осуществления социального контроля за коррупцией. Показана роль законодательства об информации в предотвращении коррупционного поведения государственных (публичных) служащих, должностных лиц. Проанализированы отдельные административные процедуры, содействующие реализации права граждан на информацию о ненадлежащем поведении государственных служащих и должностных лиц, осуществляющих публичные функции.
Исследуется роль института омбудсмена в осуществлении социального контроля в области преодоления коррупции.
Особая роль в борьбе с коррупцией принадлежит общественному контролю, осуществляемому гражданами на местном уровне. Это касается вопросов предотвращения коррупции в области строительства, охраны окружающей среды, общественного порядка, борьбы с преступностью, а также в сфере оказания населению различных публичных услуг, в частности медицинских и образовательных. Рассмотрены некоторые механизмы осуществления социального контроля за коррупцией на местном уровне, включая контроль за местным бюджетом.
Social anticorruption control matters in foreign countries are considered. In particular main categories of social control actors are studied, as far as types and forms of social anticorruption control implementation measures. The basic category of social anticorruption control actors are citizens. They must have legal tools of real impact on state institutions which implement policies in most corruptogenic spheres of public life. Increasing of public control demand should be accompanied by readiness of the state to create real organizational and legal conditions for this purpose.
The present forms of social anticorruption control implemented by citizens are diverse. They include the right to take part in public bodies meetings, the right to introduce proposals to legislative and other legal acts, the right to participate in public hearings, public opinion poll and right of petition including electronic petitioning.
The substantive legislative acts of different foreign countries which provide for basic features of social anticorruption control implementation are analysed. The role of information legislation in prevention of corruption misconduct of civil servants and public officials is emphasized. Particular administrative procedures providing for enjoying the right of citizens to be informed of the civil servants' and public officials' misconduct are described.
The specific ombudsman role in anticorruption social control measures realization is examined.
The special role of local communities in anticorruption control is described. Anticorruption struggle at local level comprises prevention of corruption in the spheres of constructing, environmental protection, public order, crime prevention as well as public services that include medical and educational services.
Bearing it in mind, measures for more effective implementation of social anticorruption control, which should take place at the level of local communities including local budget control, are concerned.
Ключевые слова: коррупция, социальный контроль, регулирование, открытое правительство, административные процедуры, публичная администрация, информация, зарубежные государства.
Keywords: corruption, social control, regulation, open government, administrative procedure, public administration, information, foreign states.
Социальный контроль как средство противодействия коррупции в зарубежных государствах
Автор
И.Г. Тимошенко - ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук
"Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2018, N 1