Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Кривозубов А.В. Принудительное установление сервитута для публичных нужд
Krivozubov A.V. Compulsory Creation of Easements for Public Purposes
А.В. Кривозубов - магистр права Манчестерского университета, аспирант сектора сельскохозяйственного и земельного права Института государства и права Российской академии наук.
A.V. Krivozubov - LL.M (University of Manchester), Post-Graduate Student of the Agrarian and Land Law Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences.
Правительством РФ в мае 2017 г. в Государственную Думу был внесен законопроект, предусматривающий установление в административном порядке сервитутов для размещения линейных и иных объектов. В нем нашли отражение правовые конструкции, ранее применявшиеся "адресно" при подготовке к Олимпиаде - 2014, освоении территорий Новой Москвы и Республики Крым. Правительство предлагает для легитимации принудительного установления сервитута использовать уже имеющуюся конструкцию публичного сервитута, закрепленную в ст. 23 Земельного кодекса РФ.
Между тем публичный сервитут и конструкция, предлагаемая в законопроекте, имеют разную природу. Если в случае установления публичного сервитута управомоченным лицом является все общество, то при установлении сервитута для строительства объектов, имеющих общественное значение, оно выступает в качестве лишь опосредованного бенефициара данного мероприятия, а сервитуарий представляет собой конкретное лицо (лицо частного права), которое будет осуществлять все права по сервитуту.
В статье излагается позиция, согласно которой принудительное установление сервитута предполагает изъятие имущества для публичных нужд. В современной западной правовой традиции понятие "публичные нужды" охватывает как случаи создания объектов, которые будут эксплуатироваться непосредственно публичными органами либо неопределенным кругом лиц, так и более эффективное перераспределение ресурсов с учетом интересов экономического развития общества.
В силу своей конструкции сервитут представляет собой изъятие одного из свойств (подчиненной) вещи и включение этого свойства в состав другой (господствующей) вещи. Следовательно, принудительное установление сервитута можно рассматривать как изъятие этого свойства государством с последующей передачей заинтересованному лицу. Учитывая вышесказанное, при принудительном установлении сервитута должны соблюдаться гарантии, предусмотренные ст. 35 Конституции РФ (судебный контроль и полная компенсация собственнику).
In May 2017, the Government of the Russian Federation introduced a bill, providing the rules on compulsory creation of easements by administrative proceedings. The submitted bill contains legal constructions, which have already been tested locally, during preparation to the Olympics of 2014, and also in course of development of the territories of New Moscow and Crimea. To legitimize the compulsory creation of easements, the Government suggests to expand the construction of public easement, enshrined in art. 23 of the Land Code of the Russian Federation.
However, the idea of a public easement and the concept, suggested in the bill are essentially different. Public easement empowers the public as an uncertain group of people. In the case of an easement established for construction in public purpose, an uncertain group of people is only an indirect beneficiary but the empowered person is a certain private one. This private person is to exercise all the rights arising from easement.
The point of this article is that compulsory easement suggested in the bill is a taking for public purpose. In modern Western legal tradition, the concept of public purpose encompasses the issues of construction of objects, which will be used directly by public authorities or by uncertain public as well as issues of reallocation of resources to improve the efficiency and public wealth. The latter cases also can be connected with construction of new objects.
By its very essence, easement is a legal concept which provides by deed a seizure of certain qualities of (subordinate) res to connect the respective qualities to (dominant) res. Consequently, compulsory imposition of easement is a taking of certain qualities of a property with the following transfer of the respective qualities. Thus, the compulsory easement may be imposed only under judicial control and with full compensation to the owner, as it set out in art. 35 of the Constitution of the Russian Federation.
Ключевые слова: Сервитут, публичный сервитут, изъятие для государственных нужд, публичные нужды, публичная цель, монополия, эффективность, ограничение права собственности
Key words: Easement, public easement, taking for public needs, public need, public purpose, monopoly, efficiency, restrictions of ownership
Принудительное установление сервитута для публичных нужд
Автор
А.В. Кривозубов - магистр права Манчестерского университета, аспирант сектора сельскохозяйственного и земельного права Института государства и права Российской академии наук
Журнал "Труды Института государства и права РАН", 2018, N 1