Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Оспанова Б.А. Совершение коррупционного правонарушения как основание для расторжения трудового договора по законодательству Республики Казахстан
Ospanova B.A. Termination of the Employment Contract as a Result of Corruption Offense by Legislation of the Republic of Kazakhstan
Оспанова Ботагоз Ахметжановна - судья Акмолинского областного суда, Республика Казахстан.
Botagos A. Ospanova - Judge of the Akmolinsk Regional Court, Republic of Kazakhstan.
Увольнение работника за совершение коррупционного правонарушения, исключающего возможность продолжения работы, является относительно новым основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Оно было введено Законом Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. "О борьбе с коррупцией" и в настоящее время закреплено в пп. 21 п. 1 ст. 52 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г.
Рассматривая увольнение с работы как крайнюю меру, применяемую к работнику за совершение коррупционного правонарушения, законодатель установил ряд условий, при которых увольнение может быть признано правомерным. Так, по данному основанию работник может быть уволен лишь при наличии его вины, установленной соответствующим судебным актом. Кроме того, пп. 21 п. 1 ст. 52 ТК РК распространяется не на всех работников, а только на субъектов коррупционного правонарушения, предусмотренных Законом "О борьбе с коррупцией".
Рассматриваемое основание прекращения трудового договора неоднозначно комментируется учеными-правоведами. Ряд проблем возникает и при его применении на практике. Если исходить из буквального толкования данного положения, то расторжение трудового договора с работником, совершившим коррупционное правонарушение, допускается, только если имеется вступивший в законную силу судебный акт, исключающий возможность дальнейшей работы. При этом законодатель четко не оговорил, какие именно судебные акты необходимы для увольнения работника по этому основанию. При привлечении к уголовной ответственности за коррупционное правонарушение выносится приговор суда, а при привлечении за такое правонарушение к административной ответственности - постановление. Затруднения в правоприменительной практике возникают и в связи с тем, что при увольнении работника, совершившего коррупционное правонарушение, работодатель ссылается на положения специальных законодательных актов, а не на пп. 21 п. 1 ст. 52 ТК РК. Представляется, что в приказе (распоряжении) об увольнении работодатель должен ссылаться не только на положения специальных законов, но и на норму ТК РК.
Corruption offense is a fairly new legal basis to terminate the employment contract on the initiative of the employer which implies inability to continue working. This was introduced by the "Anti-Corruption Act" dated July 2,1998 and is currently enshrined in Art. 52.1(21) of the Labour Code of the Republic of Kazakhstan of November 23, 2015.
Considering that dismissal from work is an extreme measure in relation to the employee, having committed corruption offense, the legislator has determined a number of conditions under which it might be recognized lawful. So, an employee could be dismissed on the ground of corruption offense just in case his guilt is established in court. Besides, Art. 52.1(21) of the Labour Code of the Republic of Kazakhstan is applicable only to those who are considered the subjects of the corruption offence under the "Anti-Corruption Act".
Legal basis in question which allows the employer to terminate employment contract calls ambivalent comments by legal scholars. There are also various problems which arise from the practice of law. Literal interpretation of the Labour Code provision assumes that the employment contract could be terminated only if the court ruled to the effect excluding further working. However the legislator did not clearly indicate what type of judicial decision is required to make a dismissal on that ground. In criminal proceedings the court should reach a verdict, while in administrative proceedings the court should issue an order. Moreover, there is deficiency in the application of the legislation due to the fact that the employers used to rely on special regulations in case of dismissal from work on the ground of corruption offense instead of Art. 52.1(21) of the Labour Code. It appears that the employers must necessarily refer to provisions of the Labour Code of the Republic of Kazakhstan in addition to reference to the special regulations.
Трудовое законодательство, прекращение трудового договора, борьба с коррупцией, коррупционное правонарушение, административная ответственность, уголовная ответственность, Республика Казахстан.
Labour legislation, termination of employment contract, fight against corruption, corruption offense, administrative responsibility, criminal responsibility, Republic of Kazakhstan.
Совершение коррупционного правонарушения как основание для расторжения трудового договора по законодательству Республики Казахстан
Автор
Оспанова Ботагоз Ахметжановна - судья Акмолинского областного суда, Республика Казахстан.
Журнал "Труды Института государства и права РАН", 2017, N 2