Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Булгакова Л.И. Развитие саморегулирования бизнеса как условие обновления экономики
Bulgakova L.I. Developing Business Self-Regulation as a Condition for Economic Renewal
Булгакова Л.И. - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского права Института государства и права Российской академии наук
L.I. Bulgakova - Candidate of Legal Sciences, Senior Research Fellow of the Business Law Department Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences
Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденная Правительством РФ в 2015 г., определила цели, принципы и организационную структуру единой общероссийской модели саморегулирования, а также ее составные элементы: члены саморегулируемой организации, саморегулируемые организации и их национальные объединения. Предлагаемая единая общероссийская модель саморегулирования является уникальной по сравнению с функционирующими в различных секторах российской экономики и зарубежными аналогами. В деятельности саморегулируемых организаций сочетаются частные и публичные начала. Развитие саморегулирования ведет к перераспределению функций по руководству экономикой между государственными структурами и структурами системы саморегулирования. Инновационный потенциал саморегулируемой организации раскрывается через эффективное выполнение ее основных функций: регулирующей, контрольной, обеспечительной, а также информационной и функции обучения и повышения профессиональной квалификации членов саморегулируемой организации. Анализ механизма реализации указанных функций свидетельствует о необходимости конкретизации нормативных положений, регламентирующих их осуществление.
Представляется целесообразным сохранение двух видов саморегулирования (обязательного и добровольного) при условии установления на законодательном уровне не только основных подходов и принципов саморегулирования, но и его видовых особенностей. При этом следует учитывать, что обязательное членство хозяйствующих субъектов в саморегулируемых организациях является ограничением свободы предпринимательской деятельности. Добровольное саморегулирование осуществляется в различных формах, включающих саморегулируемые организации, основанные на добровольном членстве, а также принятие кодексов добросовестных практик, получающих в последние годы широкое распространение. Кодексы добросовестных практик способствуют развитию саморегулирования в так называемом межотраслевом экономическом пространстве, что не характерно для саморегулируемых организаций, создаваемых по отраслевому принципу.
Результаты проведенного исследования указывают на необходимость модернизации действующего законодательства о саморегулировании предпринимательской и профессиональной деятельности.
The Framework for improvement of self-regulatory mechanisms approved in 2015 by the Government of the Russian Federation defined the objectives, the principles and the organizational structure of the unified Russian model of self-regulation and its elements: members of a self-regulating organization, self-regulating organizations (SRO) themselves, and their national associations. The suggested unified Russian model of self-regulation is unique as compared to the models already adopted in different fields of the Russian economy or abroad. SRO combines private and public means in achieving it's goals. Development of self-regulation leads to redistribution of the functions of economic management between governmental structures and self-regulation structures. The innovation potential of the SRO is realized through effective implementation of it's basic functions: regulation, control, guarantee, information and also functions of training and professional development of SRO members. The analysis of the implementation mechanism established for these functions shows the need for more detailed rules.
Maintaining two types of self-regulation (compulsory and voluntary) is justifiable given clear legislative determination, not only of the basic approaches and principles of self-regulation, but also of specific typical features. However it is clear that obligatory membership of economic actors in SRO constitutes a restriction of freedom of business activity. Voluntary self-regulation has a few forms including: self-regulating organizations based on voluntary membership, as well as diligence codes, that have become widespread in recent years. The diligence codes further the development of self-regulation in the so-called "inter-sectoral economic sphere": such phenomenon is absent when SRO are created according to the field principle. The research has shown the need to modernize the legislation on the self-regulation of business and professional activity.
Ключевые слова: Инновационная экономика, саморегулирование, саморегулируемая организация, единая модель саморегулирования, предпринимательская деятельность, профессиональная деятельность, функции саморегулируемых организаций, кодекс добросовестных практик.
Key words: Innovative economy, self-regulation, self-regulatory organization, a single model of self-regulation, business activity, professional activity, the functions of self-regulating organizations, diligence codes.
Развитие саморегулирования бизнеса как условие обновления экономики
Автор
Булгакова Л.И. - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского права Института государства и права Российской академии наук
Журнал "Труды Института государства и права РАН", 2017, N 3