Фирма зарегистрирована в 2013 году. Реализация результатов работ с условием предоставления гарантии осуществляется начиная с 2014 года. В 2016 году организация создавала "гарантийный" резерв исходя из ожидаемых расходов на гарантийный ремонт и обслуживание, поскольку фактически такие расходы на протяжении периода деятельности отсутствовали. В течение 2016 года указанные расходы также не производились. Как рассчитать предельный размер резерва в 2017 году?
А.И. Серова,
эксперт журнала "Строительство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2017 г., с. 19-20.
Создание организацией резерва в 2017 году противоречит положениям налогового законодательства.
Обоснование. Из пунктов 3 и 4 ст. 267 НК РФ следует, что предельный размер резерва исчисляется исходя из фактически произведенных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию. И только в случае, если налогоплательщик ранее не осуществлял реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, резерв создается в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты.
В описанной ситуации организация реализовывала результаты работ с условием предоставления гарантии начиная с 2014 года. Следовательно, согласно буквальному прочтению указанных норм в 2016 году налогоплательщик не имел права создавать резерв исходя из ожидаемых расходов. В связи с этим организации нужно быть готовой отстаивать свои права в судебном порядке. Так, убедительным может быть признан довод о том, что гарантийный срок на результаты работ, реализованных в 2014 году, превышает два года, поэтому расходы на устранение недостатков могли возникнуть в 2016 году и позднее. Данный аргумент был принят арбитрами в деле N А05-10670/2014*(1). Однако судьи указали, что по состоянию на конец налогового периода организация была обязана восстановить сумму резерва в полном объеме (в течение года отсутствовали расходы по исполнению гарантийных обязательств, то есть созданный резерв не использовался).
В отношении создания резерва в 2017 году ситуация еще более сложная. Формально ст. 267 НК РФ не позволяет организации уменьшать налоговую базу на сумму расходов в виде отчислений на формирование "гарантийного" резерва. Дело в том, что организация на протяжении трех лет реализовывала результаты работ с условием предоставления гарантии, но ни разу не несла соответствующих расходов. Учитывая эти обстоятельства, считаем, что в 2017 году налогоплательщик не имел права создавать резерв.
Отметим, что резерв создается в отношении только тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока (Письмо Минфина России от 25.04.2016 N 03-03-06/1/23685).
1 октября 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. постановления АС СЗО от 09.06.2015 и от 09.02.2016, а также Определение ВС РФ от 20.07.2016 N 307-КГ16-4923.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"