Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Аспирантура: синтез или конфликт науки и образования? (Н.А. Шевелева, журнал "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2017 г.)

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Шевелева Н.А. Аспирантура: синтез или конфликт науки и образования?


Sheveleva N.A. Postgraduate: Synthesis or Conflict of Education and Science?


Н.А. Шевелева - заведующая кафедрой государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор


N.A. Sheveleva - head of the Department of state and administrative law of the Law faculty of the Saint-Petersburg State University, doctor of legal sciences, professor


Радикальное изменение подхода к подготовке молодых ученых в Российской Федерации, скупо сформулированного в нескольких положениях Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", настоятельно требует дальнейшего правового регулирования актами Правительства и Министерства образования Российской Федерации. Результатом произошедших изменений явилось признание обучения в аспирантуре уровнем образования и распространение на нее всех требований, предъявляемых к образовательной программе, статусу обучающегося, стандартизации требований к содержанию обучения. В правовом регулировании произошел разрыв между аспирантской подготовкой и научной деятельностью. Аспиранты оказались приравненными к обучающимся с отчислением и восстановлением по общим правилам, с необходимостью выполнения учебного плана с определенным количеством зачетных единиц в год и т.д. Сама образовательная программа получила наименование "подготовка кадров высшей квалификации" без упоминания термина "аспирантура", и привычное выражение "обучение в аспирантуре" утратило соотнесение с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".

Издание подзаконных актов должно органично опираться на тот небольшой опыт, который уже приобретен университетами после вступления в силу нового Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в том числе должны быть получены ответы на вопросы, которые препятствуют развитию аспирантуры. И важнейшим из них является вопрос о соотношении результатов обучения в аспирантуре и процедуры защиты кандидатской диссертации; гармонизация этих на сегодняшний день автономных явлений представляется жизненно важной для аспирантуры проблемой.

Реформирование аспирантуры, совсем недавно получившей новое обличие образовательной программы, необходимо осуществлять продуманно и взвешенно, пытаясь сохранить, а не погубить интерес молодых исследователей к научной деятельности. Предлагается разделить цели, которые могут быть реализованы на этом образовательном уровне, и разграничить образовательные программы на педагогические и научные.


Radical change in educating young scientists in the Russian Federation, which was poor formulated in several provisions of the Federal law "On Education in the Russian Federation", urgently requires further legal regulation with acts of the Government of the Russian Federation and the Department of Education of the Russian Federation. Main reasons for changes are accepting that postgraduate is a level of education, so all the requirements for education program must be applied, such as status of student, standardization of requirements for the education content. In legal regulation we can see the gap between Postgraduate and scientific work. A post-graduate student has the same status as expelled-and-reinstated student who needs to follow the curriculum requirements with the certain number of credit points per year, etc. The education program itself started to be called "training of highly qualified personnel" without even mentioning the "post-graduation" term. So the widely used term "postgraduate training" has lost any connection to the Federal law "On Education in the Russian Federation".

Issuing of by-laws should be organically based on that limited experience that has already been acquired by Law Schools after the entry into force of the new Federal Law "On Education of the Russian Federation", including getting answers to all questions that impede the development of the Postgraduate. And the most important among them is a question about the results' correlation of postgraduate education and Ph.D. defense procedure and harmonization of these autonomous phenomena seems to be the biggest challenge.

The postgraduate reform, that recently received a new appearance of the education program, should be carried out thoughtfully and carefully, trying to save and not ruin the interest of young researchers in the scientific work. It is offered to separate the targets that can be implemented at this educational level as well as to distinguish the programs: scientific and pedagogical ones.


Ключевые слова: образовательная программа, подготовка кадров высшей квалификации, научно-исследовательская работа, педагогическая практика, выпускная квалификационная работа, кандидатские экзамены, зачетные единицы.


Keywords: education program, training of highly qualified personnel, research work, teaching practice, final qualifying paper, Ph.D. examinations, credit or units.


Аспирантура: синтез или конфликт науки и образования?


Автор


Н.А. Шевелева - заведующая кафедрой государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор


"Журнал российского права", 2017, N 11