Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I. Приоритетные задачи социально-экономического развития Томского района, на решение которых направлена Программа
1.1. Анализ проблем газификации
К основным проблемам, препятствующим эффективному развитию газоснабжения в районе, можно отнести
- удаленность негазифицированных потребителей от существующих газораспределительных систем;
- высокая стоимость первоначальных капитальных затрат при строительстве объектов газоснабжения;
- низкая доходность проектов газификации, что вызвано незначительными объемами потребления природного газа.
Существующие проблемы газификации района обуславливают актуальность проведения целенаправленной политики в сфере газоснабжения природным газом и определяют необходимость комплексного программного подхода к их решению.
1.2. Описание существующего положения
Уровень газификации Томской области по состоянию на 01.01.2012 года равен 19,2 % (В целом по России этот показатель равен 63%), при этом уровень газификации природным (сетевым) газом составляет 6,6 %, сжиженным газом -12,6 %
Уровень газификации Томского района на 01.01.2012 года составляет 12,23%.
На рис. 1 приведены показатели удельного веса общей площади жилья, оборудованной сетевым газом в Томском районе за период с 2003 по 2011 годы. Рост данного показателя составляет 9,2% Это обусловлено тем, что в районе на протяжении ряда лет проводилась целенаправленная работа по развитию газораспределительных сетей и подключению жилых домов к централизованному газоснабжению.
рис. 1
Общая протяженность распределительных газопроводов в населенных пунктах Томского района составляет 186,41 км, газоснабжение Томского района охватывает 26 населенных пунктов в 13-ти сельских поселениях:
Данные о газифицированном жилищном фонде*
таблица 1
Населенный пункт |
Количество газифицированных домовладений на 01.01.2012 г. |
1. Богашевское сельское поселение | |
Богашево |
38 |
Ключи |
64 |
Некрасово |
20 |
2. Воронинское сельское поселение | |
Воронино |
97 |
3. Заречное сельское поселение | |
Черная речка |
340 |
Барабинка |
111 |
Кафтанчиково |
135 |
Кисловка |
204 |
4. Зональненское сельское поселение | |
Зональная Станция |
223 |
5. Зоркальцевское сельское поселение | |
Зоркальцево |
179 |
Нелюбино |
169 |
Борики |
93 |
Петрово |
6 |
Поросино |
16 |
6. Калтайское сельское поселение | |
Калтай |
224 |
7. Копыловское сельское поселение | |
Копылово |
56 |
Рассвет |
216 |
8. Корниловское сельское поселение | |
Корнилово |
307 |
9. Малиновское сельское поселение | |
Малиновка |
96 |
Молодежный |
5 |
10. Мирненское сельское поселение | |
Мирный, мкр. "Мирный" |
147 |
Аэропорт |
63 |
Большое Протопопово |
30 |
11. Моряковское сельское поселение | |
Моряковский Затон |
39 |
12. Рыбаловское сельское поселение | |
Рыбалово |
69 |
13. Спасское сельское поселение | |
Коларово |
7 |
Итого |
2954 |
* - по данным ведомственной статистики
1.3. Оценка возможного развития ситуации в случае отсутствия решения проблемы
Газификация является важнейшим процессом государственной политики в области использования природного газа, направленным на улучшение социально-экономических условий жизни населения. Согласно предварительным расчетам использование 1 тонны газа в пересчете на условное топливо обходится в среднем на 30% дешевле, чем использование других видов топливно-энергетических ресурсов.
В условиях, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат на оплату коммунальных услуг, а повышение цен на энергоносители ведут к росту тарифов на энергетические ресурсы и росту тарифного давления на организации жилищно-коммунального хозяйства, население и организации бюджетной сферы, необходимо разработка механизма оптимизации существующей коммунальной инфраструктуры, снижения коммунальных затрат путем использования наименее затратных топливно-энергетических ресурсов.
Таким образом, целью развития газификации в районе является реализация мероприятий реформы жилищно-коммунального хозяйства без снижения уровня жизни населения. За счет поставок для коммунальных нужд природного газа вместо угля, нефти и сжиженного газа появляется возможность снизить затраты населения на оплату коммунальных услуг, повысить уровень жизни людей, приблизить условия жизни сельского населения к условиям жизни городского населения. Тем самым решается ряд важнейших социальных проблем, в том числе частично проблема занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сельской местности. Одновременно снижаются затраты областного бюджета по дотациям населению за жилищно-коммунальные услуги (сжиженный газ, уголь, дрова). Снижаются затраты промышленных и сельскохозяйственных предприятий на производство продукции, повышается ее конкурентоспособность за счет снижения энергетической составляющей в себестоимости продукции, а также повышается производительность труда, внедряются новые ресурсосберегающие технологии и появляется возможность внедрения высокоавтоматизированных процессов в промышленности и сельскохозяйственном производстве. Обеспечивается загрузка существующих межпоселковых и распределительных газопроводов, так как их эксплуатация при малых объемах потребления в настоящее время является убыточной. Увеличение числа потребителей обеспечит дополнительную загрузку газопроводов, что позволит снизить удельные затраты на транспортировку природного газа. Улучшается экологическое состояние воздушного бассейна. Перевод на газ потребителей, использующих в качестве топлива каменный уголь и сырую нефть, позволит не только сократить объем вредных выбросов в атмосферу, но и решить проблему утилизации угольного шлака и нефтяного парафина.
1.4. Обоснование необходимости решения проблем газоснабжения программно-целевым методом
Опыт реализации целевых программ на территории Томского района показал, что наилучшие результаты достигаются в условиях прогнозирования направлений, сроков внедрения, финансовых источников, окупаемости инвестиций, управления процессом, то есть решения проблемы программными методами.
Решение проблем газификации программным методом обусловлено следующими факторами:
1.4.1. Для повышения эффективности газификации района необходимо комплексно и системно подходить к решению различных вопросов: финансово-экономических, организационно-методических, технических.
1.4.2. Эффективное решение проблем газификации невозможно в рамках текущего бюджетного финансирования, требуют привлечения бюджетных и внебюджетных средств.
В условиях идущих процессов, связанных с реформированием в экономике страны, Программа может корректироваться и уточняться по годам.
1.5. Обоснование взаимосвязи с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации, Томской области и Томского района
1.5.1. Программа является документом, систематизирующим уже проводимую в районе работу по организации газоснабжения населенных пунктов района в рамках муниципальной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры Томского района в 2011-2012 годах" и является комплексным и системным планом действий для реализации мероприятий, направленных на развитие газификации Томского района в дальнейшем. Решение вопросов газификации района создадут условия для реализации мероприятий по обеспечению энергетической эффективности и энергосбережения на территории Томского района. Ожидаемые социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы потенциально являются существенными факторами формирования благоприятной среды для жизнедеятельности и повышения уровня жизни населения Томского района.
1.5.2. Нормативно-правовое обеспечение Программы
Основанием для разработки муниципальной программы "Газификация Томского района на период 2013-2015 годы" (далее - Программа) являются:
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
2. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 05.07.2010 N 1120-р;
3. Энергетическая стратегия Томской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Государственной Думы Томской области от 28.02.2008 N 1008;
4. Постановление Администрации Томской области от 12.12.2014 N 493а "Об утверждении государственной программы "Повышение энергоэффективности в Томской области";
5. Распоряжение Губернатора Томской области от 21.05.2012 N 147-р "О создании рабочей группы по развитию газоснабжения и газификации Томской области";
6. Распоряжение Губернатора Томской области от 05.07.2012 N 198-р "Об утверждении плана мероприятий по развитию газоснабжения и газификации Томской области на период 2012-2015 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.