• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Потребительский кодекс Российской Федерации или Основы потребительского законодательства Российской Федерации? (А.А. Райлян, журнал "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2017 г.)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Райлян А.А. Потребительский кодекс Российской Федерации или Основы потребительского законодательства Российской Федерации?


Raylyan A.A. Consumer Code of the Russian Federation or the Fundamentals of Consumer Law of the Russian Federation?


А.А. Райлян - профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук, доцент


A.A. Raylyan - professor at the Department of civil law and procedure of the Griboyedov Institute of International Law and Economics, candidate of legal sciences, associate professor


Рассмотрены проблемные вопросы кодификации российского потребительского законодательства.

Цель исследования - показать, каким нормативным правовым актом должна завершиться проводимая кодификационная работа потребительского законодательства, для чего следовало решить следующие задачи: определить правовую природу потребительских отношений, выявить структуру законодательства, регулирующего эти отношения; доказать, что потребительские отношения по правовой природе неоднозначны, не все являются гражданско-правовыми, а подпадают под юрисдикцию разноуровневого законодательства (федерального, регионального и муниципального) и других отраслей права, в частности административного и муниципального.

В процессе исследования использован формально-юридический метод.

Автор пришел к следующим выводам: потребительские отношения неоднородны и не могут быть охвачены полностью одной правовой отраслью и, как следствие, не подлежат регулированию нормативными правовыми актами, принимаемыми только на федеральном уровне. Поэтому кодификационный процесс потребительского законодательства должен завершиться принятием не унитарного "Потребительского кодекса Российской Федерации", а комплексного нормативного правового акта в виде "Основ потребительского законодательства Российской Федерации", сочетающих нормы различных отраслей права, под юрисдикцию которых подпадают потребительские отношения. Необходимо учитывать и федеративное устройство нашей страны: потребительский кодекс больше подходит для унитарных государств. Целесообразно также провести разработку научной доктрины по рассматриваемому вопросу, которая должна предшествовать принятию закона.


The article deals with the problematic issues of codification of Russian consumer legislation and with the need in a codification process.

The purpose of the research is to show how the normative legal act should ultimately result in the on-going codification work of this legislation, for which it was necessary to solve the following tasks: to determine the legal nature of consumer relations, to reveal the structure of the legislation regulating these relations; to prove that consumer relations are ambiguous by their legal nature, not all belong to civil-law, fall under the jurisdiction of other branches of law, in particular, administrative and municipal. Moreover, these relations fall under the jurisdiction of different levels of legislation: federal, regional and municipal.

In the process of research a formal legal method was used.

Based on the analysis the author comes to the following conclusions: consumer relations are heterogeneous, they cannot be covered completely by a single legal branch and, as a consequence, they are not subject to regulation by normative legal acts adopted only at the federal level. Therefore, the codification process of consumer legislation should culminate in the adoption of a non-unitary "Consumer Code of the Russian Federation", and a comprehensive normative legal act in the form of the "Principles of the Consumer Law of the Russian Federation", combining the norms of various branches of law subject to the jurisdiction of consumer relations. It is also necessary to take into account the federal structure of our country. The consumer code is the most suitable one for unitary states.

It would be advisable to conduct a preliminary development of a scientific doctrine on the issue under consideration, which should precede the adoption of the law, for what it would be desirable to initiate a corresponding scientific discussion in the journal.


Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, кодификация, муниципальный потребительский рынок, органы местного самоуправления, потребительские отношения, Потребительский кодекс Российской Федерации, проблемы защиты прав потребителей, Основы потребительского законодательства Российской Федерации, структура потребительского законодательства.


Keywords: Constitution of the Russian Federation, codification, municipal consumer market, local government bodies, consumer relations, Consumer Code of the Russian Federation, problems of consumer protection, Fundamentals of consumer legislation of the Russian Federation, structure of consumer legislation.


Потребительский кодекс Российской Федерации или Основы потребительского законодательства Российской Федерации?


Автор


А.А. Райлян - профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук, доцент


"Журнал российского права", 2017, N 11