Я гражданин Украины, в 1985 г. в Харькове заключил брак с первой женой, расторгнул в 2010 г. в России - к тому времени она стала гражданкой России, и жили мы в России. Запись о разводе в мой внутренний украинский паспорт проставлена не была ни российским ЗАГСом (он не имеет права ставить свои штампы в паспорта иностранцев), ни ЗАГСом Украины (т.к. брак был расторгнут на территории иностранного государства). С конца прошлого года в Украине появился единый реестр, в котором отражается информация по актам гражданского состояния (брак/развод) - получилось, что я по сей день состою в браке, заключенном в 1985 г. в Харькове. Чтобы внести в него информацию о разводе, ЗАГС Украины должен получить из России письменное уведомление. Происходит ли обмен информацией между ЗАГСами РФ и Украины? Каков порядок обращения? Да и куда обращаться?
Обмен информацией между ЗАГСами РФ и Украины происходит.
Процедура международного обмена сведениями об актах гражданского состояния регламентирована приказом Минюста РФ от 24.12.2007 N 249 "Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств РФ в сфере правовой помощи".
Центральный аппарат, управления Минюста России по федеральным округам и органы исполнительной власти субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъектов РФ, запрашивают в органах записи актов гражданского состояния и органах местного самоуправления, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории РФ, при соответствующих обращениях с территории иностранных государств:
- повторные свидетельства и справки о государственной регистрации актов гражданского состояния;
- копии записей актов гражданского состояния.
Если международными договорами РФ предусмотрена возможность сношения с другими органами, помимо центральных органов юстиции, органы записи актов гражданского состояния РФ взаимодействуют с соответствующими органами регистрации актов гражданского состояния иностранных государств, если они также наделены таким правом.
Вы можете обратиться в ЗАГС по месту вашего проживания с заявлением о направлении международного запроса в органы ЗАГСа или Минюст России для получения необходимых вам сведений.
Согласно указанному выше приказу, в РФ вам нужно обращаться в Центральный аппарат управления Минюста России по федеральным округам или в управление по делами ЗАГС того субъекта РФ, где вами был расторгнут брак.
Правом на обращение об истребовании документов (свидетельств, справок) о регистрации актов гражданского состояния обладают лица, указанные в п. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния, а именно:
- лицо, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;
- родственник умершего или другое заинтересованное лицо, в случае, если человек, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умер;
- родители (лица, их заменяющие) или представитель органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло совершеннолетия ко дню выдачи повторного свидетельства;
- иное лицо в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния не выдается:
- родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах (свидетельство о рождении ребенка);
- лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным (свидетельство о заключении брака).
По просьбе указанных лиц им выдается документ (справка), подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.
Обращение-анкета по истребованию документов о государственной регистрации актов гражданского состояния заполняется гражданами в 2 экземплярах на каждый документ отдельно и обязательно подписывается ими. Заполнение анкеты осуществляется с использованием компьютерной, машинописной техники или разборчивым почерком. Адреса места жительства и органа РАГС указываются полностью, включая почтовый индекс. Все графы заполняются как можно более точной информацией, особенно наименование органа РАГС. При отсутствии данных указывается причина, а в графе "Дополнительные сведения" приводится уточняющая информация (например, если неизвестен орган РАГС, зарегистрировавший рождение ребенка, указывается место жительства родителей на момент регистрации). Второй экземпляр анкеты с пометкой "Подлежит возврату" в правом верхнем углу используется для определения адресата и вместе с документом возвращается в орган, инициировавший запрос о правовой помощи.
В случае поступления документов о регистрации актов гражданского состояния без сведений об инициаторе запроса о правовой помощи принимаются меры к их установлению. При отсутствии в документе ссылки на исходящий номер проверяются ранее направлявшиеся запросы о правовой помощи по содержанию (Ф.И.О. лица, какой документ потребовался); при наличии ссылки на номер, не принадлежащий получившему органу, - принадлежность номера Минюсту России, управлениям Минюста России по федеральным округам, органам ЗАГС; при отсутствии этих сведений уточняется адресат в органе, направившем документ. Возврат документов осуществляется в крайнем случае.
Запрос о правовой помощи по вопросам актов гражданского состояния, поступивший с территории иностранного государства, исполняется (рассматривается) в срок не более месяца с момента поступления. При возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению запроса о правовой помощи, орган ЗАГС, управления Минюста России по федеральным округам письменно уведомляют об этом запрашивающий орган иностранного государства с указанием причин неисполнения и способов их устранения.
Запрос о правовой помощи исполняется путем оформления и пересылки свидетельств и справок о регистрации актов гражданского состояния, справок (извещений) об отсутствии записей актов гражданского состояния, копий записей актов гражданского состояния. Поручение и ходатайство исполняются путем осуществления действий, указанных в поручении (ходатайстве) (например, внесение изменений в запись акта гражданского состояния, восстановление записи акта гражданского состояния и др.), а также оформления и направления новых свидетельств о регистрации актов гражданского состояния.
М. Петров
Правовед.RU
14 июля 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU