Компания продала клиенту запчасть на автомобиль, она не подошла - неправильно подобрана из-за сбоя системы. Клиент обратился для установки запчасти в СТО, где механик, зная, что запчасть не подходит на этот автомобиль, ее установил. Вследствие этого у клиента произошла серьезная поломка автомобиля (вышел из строя задний мост). Клиент предъявляет претензию по возмещению убытков, хотя если бы он вернул эту деталь, ему вернули бы деньги или заменили. Кто в этой ситуации несет ответственность за возмещение убытков?
Если будет доказано, что продана запасная часть, не отвечающая предъявляемым к ней требованиям потребителем - ответственность несет продавец.
В данном случае потребитель выстраивает свою защиту, основываясь на нормах ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг).
Согласно ст. 12 того же закона, продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную п. 1-4 ст. 18 или п. 1 ст. 29 настоящего закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
В отношении наличия специальных познаний следует учесть разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 10).
Информация о товарах (работах, услугах), в соответствии с п. 2 ст. 8 закона, должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в п. 1, 2 и 3 ст. 12 закона.
Почему акцент смещается именно на информацию - потому что под видом одной запасной части продали другую. В этой связи потребитель полагая, что запчасть подобрана должным образом, стал производить ее установку.
Во избежание компенсации причиненного ущерба остается доказывать, что потребителю была реализована запасная часть, исходя из представленных им характеристик и требований.
Также можно требовать и распределения ответственности с СТО, на котором осуществлялась установка запасной части, поскольку "механик, зная что запчасть не подходит на этот автомобиль, ее установил".
Согласно требованиям ст. 35 закона, если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование.
Механик (исполнитель) обязан был предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала (вещи), представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток.
Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение) либо если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи).
Таким образом, если предупреждения не было, вы можете сослаться на приведенную норму, требуя перераспределения ответственности на СТО.
Аналогичное положение содержится и в постановлении Правительства РФ от 11.04.2001 N 290 "Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств".
Исполнитель обязан немедленно предупредить потребителя и до получения от него указаний приостановить оказание услуги (выполнение работы) в случае:
- обнаружения непригодности или недоброкачественности запасных частей и материалов, полученных от потребителя;
- если соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество оказываемой услуги (выполняемой работы) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.
Исполнитель, не предупредивший потребителя об указанных в п. 21 настоящих Правил обстоятельствах либо продолживший оказание услуги (выполнение работы), не дожидаясь истечения указанного в договоре срока (а при его отсутствии - разумного срока для ответа на предупреждение) или не учитывая своевременное указание потребителя о прекращении оказания услуги (выполнения работы), не вправе при предъявлении к нему или им к потребителю соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны исполнителя, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные запасные части и материалы, не изменит указаний о способе оказания услуги (выполнения работы) либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество оказываемой услуги (выполняемой работы), исполнитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.
Таким образом, доказывая, что вы продали запасную часть согласно предъявленным к ней потребителем требованиям, что она соответствовала тем критериям и той информации, которая была представлена в ваше распоряжение на момент ее продажи, вы можете избежать обязанности возмещения вреда.
Соответственно, это подлежит доказыванию. Для этого уместно обратиться с заявлением на СТО и потребовать предоставить информацию об уведомлении клиента. Можно также привлечь их к участию в деле, истребовав все документы в связи с ремонтом.
М. Петров
Правовед.RU
21 июля 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU