В январе 2017 г. мы поменяли счетчик горячей воды, с января по май он работал нормально, показывал вполне реальные показатели, в последней квитанции, за май, показания составили 19 , вдруг в квитанции за июнь - 122
, причем расход горячей воды в несколько раз больше чем холодной. Пришли из УК, посмотрели счетчики визуально, вылили 3 л воды, сказали - прекрасно работают, нет оснований им не доверять. Количество жильцов в нашей квартире не менялось уже 5 лет, никакие новые приборы не устанавливали, ничего не течет, дом новый (всего 6 лет). Что делать в таком случае? Счетчик устанавливала УК, но мы этот счетчик не ставили на учет в ЕИРЦ. Имеем ли мы право обратиться за пересчетом по нормативу в связи с тем, что новый счетчик не был введен в эксплуатацию?
Согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", прибор учета, не введенный в эксплуатацию, не может применяться для расчетов. При введении ПУ в эксплуатацию составляется акт. Если такой документ по вашему счетчику и пломбы на приборе есть, то прибор учета - расчетный. Если вы обнаружили, что прибор учета неисправен, то действуйте согласно установленному порядку.
Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае, если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Вам нужно письменно сообщить УК, что с такой-то даты ваш прибор учета показывает явно завышенные показания, в связи с чем вами было принято решение о его ремонте. Договоритесь с УК, их представитель будет снимать или только присутствовать при снятии счетчика, согласуйте дату, и отнесите его в ремонт. Возможен ремонт и без снятия счетчика на дому. УК обязана считать в период неисправности по нормативу.
Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с п. 42(1) настоящих Правил, при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с п. 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
- в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Акта и пломбы УК достаточно, чтобы счетчик считался введенным в эксплуатацию.
Если у счетчика истек срок поверки, он однозначно не должен применяться для расчетов.
Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
- неотображения приборами учета результатов измерений;
- нарушения контрольных пломб и/или знаков поверки;
- механического повреждения прибора учета;
- превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
- истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Таким образом, вам нужно написать заявление в УК, что с июня ваш счетчик на горячую воду неисправен, вы будете его ремонтировать. Также нужно написать, что у другого счетчика истек срок поверки, показания по нему вы просите не принимать с такой-то даты. Платить по показаниям неисправного прибора учета вы не должны. Заниматься ремонтом собственник не обязан сам, это может быть любой зарегистрированный и не зарегистрированный человек. Нет никаких ограничений.
Требовать показания домовых приборов нет смысла, вы увязнете в расчетах. Если что-то пойдет не так, вам может помочь жилищная инспекция.
В письме УК вы не только уведомляете ее о неисправности счетчика, но и указываете период, с которого он неисправен, и требуете не производить расчеты по нему с этого периода, а начислять по среднемесячному расходу. После ремонта нужно взять справку/акт о том, что был осуществлен ремонт неисправности.
Так, как "проверяли" ваш счетчик, на самом деле, исправность счетчиков не проверяется. Да и вряд ли ваша УК входит в реестр аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерений.
Нормативными документами для определения пригодности счетчиков воды к применению являются ГОСТ Р 50601-93 "Счетчики питьевой воды крыльчатые. Общие технические условия", МИ 1592-99 "Счетчики воды. Методика поверки", ГОСТ 6019-83 "Счетчики холодной воды крыльчатые. Общие технические условия", ГОСТ 8.156-83 "ГСИ. Счетчики холодной воды. Методы и средства поверки".
Вам стоит нанять аккредитованную организацию, которая установит и задокументирует факт неисправности счетчика горячей воды. Далее, уже с этим документом, нужно будет требовать перерасчет (возможно - в судебном порядке).
О. Рябинин
Правовед.RU
23 июля 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU