ТСЖ понесло расходы на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Однако один из собственников (юридическое лицо, которому принадлежит нежилое помещение в этом доме) отказывается компенсировать свою часть расходов на основании того, что ТСЖ не предоставляет документы, подтверждающие данные расходы (договоры подряда, акты выполненных работ, платежные поручения об оплате работ и др.). ТСЖ ссылается на решение общего собрания, которым предусмотрена обязанность собственников вносить платежи на капитальный ремонт на основании квитанций. Однако квитанции ТСЖ не направлялись. Закреплена ли на законодательном уровне обязанность ТСЖ предоставить подтверждающие расходы документы? Правомерны ли действия собственника, отказывающегося оплачивать расходы без предоставления подтверждающих документов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
ТСЖ обязано предоставить собственнику нежилого помещения, не являющемуся членом ТСЖ, документы, подтверждающие понесенные расходы на проведение ремонта общего имущества.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены ЖК РФ и уставом товарищества.
Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:
1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;
2) реестр членов товарищества;
3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);
4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;
9) иные предусмотренные ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
Отметим, что из буквального толкования положений ст. 143.1 ЖК РФ можно сделать вывод о том, что закон не возлагает на ТСЖ обязанности изготовления и предоставления копий запрашиваемых документов, а лишь дает возможность ознакомиться с перечисленными документами при личном обращении собственника помещений или члена ТСЖ.
Однако, согласно Постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации*(1) организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Стандарт), управляющая организация, ТСЖ и кооператив раскрывают информацию путем:
а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:
б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее - информационные стенды);
в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
В случае, если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация (п. 17 Стандарта).
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, ТСЖ или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе (п. 21 Стандарта).
Таким образом, полагаем, собственник нежилого помещения, желающий получить информацию о расходах, понесенных ТСЖ на ремонт общего имущества, вправе обратиться в ТСЖ как с личным, так и с письменным запросом, указав в запросе суть своего заявления, и получить заверенные копии требуемых документов (п. 23 Стандарта).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
26 октября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Под раскрытием информации в Стандарте понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.