Являются ли работы, выполняемые работниками офиса (ПК, копировальное оборудование), с точки зрения Государственной инспекции труда, связанными с легкосмываемыми загрязнениями? Если да, то нужно ли для таких работников включать нормы выдачи смывающих средств в трудовые договоры и оформлять личные карточки учета выдачи?
В нормативных правовых актах отсутствует перечень работ, которые относятся к работам с легкосмываемыми загрязнениями. Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов. Подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
Если по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, выполняющих работы, указанные Вами в вопросе, выдача смывающих средств не предусмотрена, то обязанность по обеспечению таких работников смывающими средствами у работодателя отсутствует.
При этом работодатель обязан обеспечивать бытовые нужды всех работников организации и оборудовать санитарно-бытовые помещения всем необходимым (в том числе, мылом).
Правовое обоснование:
В соответствии с п. 12 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н) подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
Согласно п. 13 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н) перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.
До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.
В соответствии с п. 7 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н) на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работники обеспечиваются мылом или жидкими моющими средствами по установленным нормам.
Пунктом 20 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н) на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, для использования в душевых или в помещениях для умывания работникам выдаются очищающие средства в виде твердого туалетного мыла или жидких моющих средств (гель для рук, гель для тела и волос, жидкое туалетное мыло и другие).
На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства, а обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом.
Для очищения от загрязнения кожи лица работникам выдаются только слабощелочные сорта мыла (туалетное).
Не допускается замена мыла или жидких моющих средств агрессивными для кожи средствами (органическими растворителями, абразивными веществами (песок, чистящие порошки и т.п.), каустической содой и другими).
Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель, в том числе, обязан обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
На основании ч. 1 ст. 223 ТК РФ санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.