Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2017 N 1101 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640"
А. Репин,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 6, ноябрь-декабрь 2017 г., с. 69-78.
Статьей 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" установлено, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
Формирование госзаданий в отношении федеральных автономных учреждений регламентировано Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Порядок N 640).
Комментируемым Постановлением Правительства РФ от 13.09.2017 N 1101 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640" (далее - Постановление N 1101) в указанный порядок внесен ряд изменений. Отметим, что они вступили в силу 15.09.2017 (за исключением отдельных положений).
Общие положения по составлению и исполнению государственного (муниципального) задания
Государственное задание формируется исходя из основных видов деятельности, предусмотренных учредительными документами федерального государственного учреждения, с учетом его предложений, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения им госзадания в отчетном финансовом году.
Задание должно содержать (п. 3 Порядка N 640):
- показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы);
- определение категорий физических и (или) юридических лиц - потребителей соответствующих услуг;
- предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами. Постановлением N 1101 уточнено, что предельные цены (тарифы) должны быть отражены в госзадании, если законодательством РФ предусмотрено оказание услуг на платной основе в рамках государственного задания, либо в нем должен быть изложен порядок установления таких цен в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
- сведения о контроле за выполнением госзадания и требования к отчетности.
Кроме того, уточнено, что в государственном задании могут быть отражены допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных показателей качества и (или) объема, если иное не предусмотрено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение в отношении государственного задания или его части.
Новые формы государственного задания и отчета о его выполнении приведены в приложении к Постановлению N 1101.
Согласно п. 4 Порядка N 640 госзадание, не содержащее сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, формируется в виде электронного документа в установленном порядке в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами федеральных органов исполнительной власти (государственных органов), осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении федеральных автономных учреждений, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Информационное взаимодействие системы "Электронный бюджет" с информационными системами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, производится в соответствии с Положением о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 N 658.
Регламент обмена информацией между системой "Электронный бюджет" и иными информационными системами в целях формирования государственного задания, не содержащего сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается Минфином.
Государственное задание формируется учредителем автономного учреждения в процессе формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Согласно п. 3 ст. 69.2 БК РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) государственные (муниципальные) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) формируются в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам.
На основании положений ст. 69.2 БК РФ (в редакции Федерального закона N 178-ФЗ) федеральные органы государственной власти вправе формировать госзадание на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями также в соответствии с федеральными перечнями (классификаторами) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ (далее - федеральные перечни).
Согласно новой редакции п. 8 Порядка N 640 госзадание формируется на оказание государственных услуг (выполнение работ), определенных в качестве основных видов деятельности федеральных учреждений, содержащихся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее - общероссийские базовые перечни), и федеральных перечнях, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Указанное изменение вступает в силу 01.01.2018.
Также отметим, что Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1043 "О формировании, ведении и утверждении общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации" признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 26.02.2014 N 151.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг. Согласно пп. "б(1)" п. 19 и пп. "г" п. 20 Порядка N 640 в базовые нормативы затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги включаются в том числе расходы на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества. Отметим, что к таким объектам относятся ОС и нематериальные активы со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев.
Постановлением N 1101 уточнено, что затраты на формирование данного резерва рассчитываются на основании годовой расчетной (плановой) суммы амортизации, которая должна начисляться по особо ценному движимому имуществу, используемому в процессе оказания государственных услуг (ОС и нематериальные активы, амортизируемые в процессе оказания услуг) и необходимому для общехозяйственных нужд (ОС и нематериальные активы), исходя из срока его полезного использования, установленного с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, и особенностей условий его эксплуатации (повышенная сменность и (или) агрессивность среды), определяемых исходя из содержания оказываемых услуг.
Напомним, что порядок формирования и использования резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, установлен Приказом Минфина РФ от 22.08.2016 N 138н. Но Минфин подготовил проект приказа о признании названного документа утратившим силу.
Кроме того, в базовые нормативы затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, затрат на общехозяйственные нужды на оказание госуслуги включаются в том числе расходы:
- на приобретение материальных запасов и движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не отнесенного к особо ценному движимому имуществу и используемого в процессе оказания государственной услуги, с учетом срока его полезного использования, а также на аренду указанного имущества;
- на содержание объектов недвижимого имущества, аренду данного имущества;
- на содержание объектов особо ценного движимого имущества, аренду такого имущества.
Согласно внесенным изменениям стоимость аренды имущества учитывается в составе указанных затрат, если имущество, необходимое для выполнения государственного задания, не закреплено за федеральным автономным учреждением на праве оперативного управления.
Нормативные затраты на выполнение работ. Нормативные затраты на выполнение работ будут рассчитываться по работам в целом или (в случае установления в государственном задании показателей объема выполнения работ) на единицу объема работ. В нормативные затраты на выполнение работ включаются в том числе расходы:
- на оплату труда работников, непосредственно связанных с выполнением работ, начисления на выплаты по такой оплате, денежное довольствие военнослужащих, непосредственно связанных с выполнением работ;
- на приобретение материальных запасов и движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не отнесенного к особо ценному движимому имуществу и используемого в процессе выполнения работ, с учетом срока его полезного использования, а также на аренду указанного имущества (применяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания начиная с задания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов);
- на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе выполнения работ (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе выполнения работ), с учетом срока их полезного использования. Согласно изменениям, внесенным Постановлением N 1101, указанные затраты рассчитываются на основании годовой расчетной (плановой) суммы амортизации, которая должна начисляться по особо ценному движимому имуществу, используемому в процессе выполнения работ (ОС и нематериальные активы, амортизируемые в процессе выполнения работ) и необходимому для общехозяйственных нужд (ОС и нематериальные активы), исходя из срока его полезного использования, установленного с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, а также особенностей условий его эксплуатации (повышенная сменность и (или) агрессивность среды), определяемых по содержанию выполняемых работ;
- на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания, а также на аренду указанного имущества. При этом стоимость аренды учитывается в составе данных затрат, если имущество, необходимое для выполнения задания, не закреплено за учреждением на праве оперативного управления;
- на содержание объектов особо ценного движимого имущества и имущества, необходимого для выполнения государственного задания, а также на аренду названного имущества. При этом стоимость аренды учитывается в составе указанных затрат, если имущество, необходимое для выполнения госзадания, не закреплено за учреждением на праве оперативного управления;
- на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока их полезного использования (включаются в нормативные затраты на выполнение работ по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя). Согласно изменениям, внесенным Постановлением N 1101, указанные затраты рассчитываются на основании годовой расчетной (плановой) суммы амортизации, которая должна начисляться по особо ценному движимому имуществу, используемому в процессе выполнения работ (ОС и нематериальные активы, амортизируемые в процессе выполнения работ) и необходимому для общехозяйственных нужд (ОС и нематериальные активы), исходя из срока его полезного использования, установленного с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, а также особенностей условий его эксплуатации (повышенная сменность и (или) агрессивность среды), определяемых по содержанию выполняемых работ.
Нормативные затраты на проведение работ определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
Нормативные затраты на выполнение работ федеральными автономными учреждениями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляет Правительство РФ, определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания в порядке, установленном указанными учреждениями по согласованию с Минфином (если иной порядок определения нормативных затрат на выполнение работ не предусмотрен в уставе учреждения).
Значения нормативных затрат на выполнение работ утверждаются путем проставления грифа утверждения, содержащего наименование должности, подпись (расшифровку подписи) уполномоченного лица и дату утверждения, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных автономных учреждений, а также главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находятся учреждения (в случае принятия решения о применении нормативных затрат при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания).
Значения нормативных затрат на выполнение работ федеральными автономными учреждениями, функции и полномочия учредителей которых осуществляет Правительство РФ, утверждаются путем проставления грифа утверждения, содержащего наименование должности, подпись (расшифровку подписи) уполномоченного лица и дату утверждения, указанными учреждениями по согласованию с Минфином (если иной порядок определения нормативных затрат на выполнение работ не обозначен в уставе учреждения).
Затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения. Согласно п. 33 Порядка N 640 (в редакции Постановления N 1101) в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми является имущество учреждения.
Если федеральное автономное учреждение оказывает сверх установленного задания государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату, а также осуществляет иную приносящую доход деятельность, расходы на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения, рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности, который определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности, определяемых исходя из объемов указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году (далее - коэффициент платной деятельности).
При расчете коэффициента платной деятельности не учитываются поступления в виде целевых субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, грантов, пожертвований, прочих безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, а также средства, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование).
В силу п. 36 Порядка N 640, если учреждение осуществляет платную деятельность в рамках государственного задания, по которому в соответствии с федеральными законами предусмотрено взимание платы, объем финансового обеспечения выполнения задания, рассчитанный на основе нормативных затрат, подлежит уменьшению на объем доходов от платной деятельности исходя из объема государственной услуги (работы), за оказание (выполнение) которой предусмотрено взимание платы, и размера платы (цены, тарифа), установленного в госзадании, с учетом положений федеральных законов.
Постановлением N 1101 признан утратившим силу п. 37 Порядка N 640, на основании которого, если учреждение оказывает услуги в рамках установленного государственного задания и получает средства в рамках участия в территориальных программах ОМС, нормативные затраты подлежат уменьшению в размере расходов, включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, установленную базовой программой ОМС.
Изменение нормативных затрат в течение срока выполнения госзадания. Постановлением N 1101 уточнен п. 41 Порядка N 640, в силу которого изменение нормативных затрат, определяемых в соответствии с Порядком N 640, в течение срока выполнения государственного задания осуществляется (при необходимости) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ (включая внесение изменений в указанные акты), приводящих к изменению объема финансового обеспечения выполнения задания.
Объем субсидии может быть увеличен в течение срока выполнения государственного задания в случае изменения законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе при отмене ранее установленных налоговых льгот.
При досрочном прекращении выполнения госзадания в связи с реорганизацией федерального автономного учреждения неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению соответствующим учреждениям, являющимся его правопреемниками.
Отчет о выполнении госзадания
Контроль за выполнением государственного задания осуществляется посредством изучения отчета о его выполнении. Он представляется в сроки, установленные заданием, но не позднее 1 марта финансового года, следующего за отчетным.
В Постановлении N 1101 уточнено: если органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных автономных учреждений, предусмотрено представление отчета о выполнении госзадания в части, касающейся показателей объема оказания государственных услуг (выполнения работ), на иную дату (ежемесячно, ежеквартально), показатели отчета формируются на отчетную дату нарастающим итогом с начала года (новая редакция п. 47 Порядка N 640).
При этом учредитель вправе установить плановые показатели достижения результатов на установленную им отчетную дату в процентах от годового объема оказания государственных услуг (выполнения работ) или в натуральных показателях как для государственного задания в целом, так и относительно его части (с учетом неравномерного процесса их оказания (выполнения)).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"