Изменения в порядке формирования государственного задания
А. Павелин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2017 г., с. 24-33.
Постановлением Правительства РФ от 13.09.2017 N 1101 внесен ряд изменений в Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (далее - Порядок N 640). Об этих изменениях расскажем в статье.
Формирование государственного задания
Напомним, что государственное задание должно формироваться в соответствии с основными видами деятельности бюджетного учреждения, предусмотренными его уставом, с учетом предложений учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения им госзадания в отчетном финансовом году.
Согласно новой редакции п. 3 Порядка N 640 госзадание должно содержать:
- показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) госуслуги (работы);
- определение категорий физических и (или) юридических лиц - потребителей соответствующих услуг;
- предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами. Постановлением Правительства РФ N 1101 уточнено, что предельные цены (тарифы) должны быть отражены в государственном задании в случае, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе в рамках государственного задания либо порядок установления указанных цен в случаях,
- сведения о контроле над выполнением госзадания и требования к отчетности.
Кроме того, уточнено, что в государственном задании могут быть отражены допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных показателей качества и (или) объема, если иное не предусмотрено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение - в отношении государственного задания или его части.
Государственное задание, не содержащее сведений, составляющих государственную и иную охраняемую тайну, должно быть сформировано в виде электронного документа в информационной системе "Электронный бюджет" и подписано усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (его заместителя) учредителя.
Согласно п. 3 ст. 69.2 БК РФ (в редакции Федерального закона от 18.07.2017 N 178-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) формирование государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) осуществляется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам.
На основании положений ст. 69.2 БК РФ (в редакции Федерального закона N 178-ФЗ) федеральные органы государственной власти вправе формировать государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями также в соответствии с федеральными перечнями (классификаторами) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрены нормативными правовыми актами РФ (далее - федеральные перечни).
Согласно новой редакции п. 8 Порядка N 640 государственное задание формируется на оказание государственных услуг (выполнение работ), определенных в качестве основных видов деятельности федеральных государственных учреждений, содержащихся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее - общероссийские базовые перечни), и федеральных перечнях, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Указанное изменение вступает в силу с 01.01.2018.
Также отметим, что Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1043 "О формировании, ведении и утверждении общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации" признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 26.02.2014 N 151.
Порядок определения объема финансового обеспечения государственного задания
Постановлением Правительства РФ N 1101 внесены следующие корректировки в порядок определения объема финансового обеспечения государственного задания.
Резерв на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества. Согласно пп. "б(1)" п. 19 и пп. " г" п. 20 Положения N 640 в базовые нормативы затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, а также затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги включаются в том числе расходы на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества. Отметим, что к таким объектам относятся основные средства и нематериальные активы со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев.
Постановлением Правительства РФ N 1101 уточнено, что затраты на формирование данного резерва рассчитываются на основании годовой расчетной (плановой) суммы амортизации, которая должна начисляться по особо ценному движимому имуществу, используемому в процессе оказания государственных услуг (основные средства и нематериальные активы, амортизируемые в процессе оказания услуги) и необходимому для общехозяйственных нужд (основные средства и нематериальные активы), исходя из срока его полезного использования, установленного с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, и особенностей условий его эксплуатации (повышенная сменность и (или) агрессивность среды), определяемых исходя из содержания оказываемых услуг.
Напомним, что порядок формирования и использования резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, установлен Приказом Минфина РФ от 22.08.2016 N 138н. При этом на сайте финансового ведомства размещен проект приказа о признании вышеуказанного приказа утратившим силу.
Необходимо отметить, что аналогичные изменения коснулись порядка формирования резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе выполнения работы, а также особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (пп. "б(1)", "ж" п. 29 Порядка N 640).
Затраты на аренду имущества. Согласно положениям п. 19, 20 Порядка N 640 в базовый норматив затрат на оказание государственной услуги включаются в том числе расходы:
- на приобретение материальных запасов и движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не отнесенного к особо ценному движимому имуществу и используемого в процессе оказания государственной услуги, с учетом срока его полезного использования, а также на аренду указанного имущества;
- на содержание объектов недвижимого имущества, на аренду данного имущества;
- на содержание объектов особо ценного движимого имущества, на аренду данного имущества.
Постановлением Правительства РФ N 1101 уточнено, что расходы на аренду указанного имущества учитываются в составе базового норматива затрат на оказание государственной услуги в случае, если имущество, необходимое для выполнения государственного задания, не закреплено за федеральным бюджетным учреждением на праве оперативного управления.
Отметим, что аналогичные изменения коснулись порядка формирования нормативных затрат на выполнение работы (пп. "д", "е" п. 29 Порядка N 640).
Затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения. Согласно п. 33 Порядка N 640 (в редакции Постановления Правительства РФ N 1101) в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
В случае если федеральное бюджетное учреждение оказывает сверх установленного государственного задания государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату, а также осуществляет иную приносящую доход деятельность, затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности, который определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии, и доходов от платной деятельности, определяемых исходя из объемов указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году (далее - коэффициент платной деятельности).
При расчете коэффициента платной деятельности не учитываются поступления в виде целевых субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, грантов, пожертвований, прочих безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, а также средства, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование).
В силу п. 36 Порядка N 640 если учреждение осуществляет платную деятельность в рамках государственного задания, по которому в соответствии с федеральными законами предусмотрено взимание платы, то объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанный на основе нормативных затрат (затрат), подлежит уменьшению на объем доходов от платной деятельности исходя из объема государственной услуги (работы), за оказание (выполнение) которой предусмотрено взимание платы, и размера платы (цены, тарифа), установленного в государственном задании учредителем, с учетом положений федеральных законов.
Постановлением Правительства РФ N 1101 признан утратившим силу п. 37 Порядка N 640, в силу которого, если учреждение оказывает услуги в рамках установленного государственного задания и получает средства в рамках участия в территориальных программах ОМС, нормативные затраты (затраты) подлежат уменьшению в размере затрат, включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, установленную базовой программой ОМС.
Изменение нормативных затрат в течение срока выполнения задания. Постановлением Правительства РФ N 1101 уточнены положения п. 41 Порядка N 640, в силу которых изменение нормативных затрат, определяемых в соответствии с этим Порядком, в течение срока выполнения государственного задания осуществляется (при необходимости) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ (включая внесение изменений в указанные нормативные правовые акты), приводящих к изменению объема финансового обеспечения выполнения государственного задания.
Объем субсидии может быть увеличен в течение срока выполнения государственного задания в случае изменения законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе в случае отмены ранее установленных налоговых льгот.
При досрочном прекращении выполнения государственного задания в связи с реорганизацией федерального бюджетного учреждения неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению соответствующим учреждениям, являющимся правопреемниками.
Соглашение о предоставлении субсидии
В силу положений п. 44 Порядка N 640 федеральному бюджетному учреждению предоставляются субсидии в течение финансового года на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с типовой формой, утвержденной Минфином (далее - соглашение). В указанном соглашении должны быть определены права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
Соглашение, не содержащее сведений, составляющих государственную тайну, а также дополнение к нему (при наличии), в том числе дополнительное соглашение о расторжении соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии (при наличии), формируются и подписываются сторонами в системе "Электронный бюджет".
Исходя из ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства, в финансовом органе субъекта РФ, и используются бюджетным учреждением без представления в территориальный орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта РФ документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
Субсидия бюджетным учреждениям, выполняющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предоставляется в соответствии с правовым актом этого учреждения, содержащим положения об объеме и периодичности предоставления субсидии в течение финансового года и порядок взаимодействия структурных подразделений учреждения по предоставлению субсидии.
В силу новой редакции п. 45 Порядка N 640 субсидия перечисляется в соответствии с графиком, содержащимся в соглашении, не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:
- 25% годового размера субсидии в течение I квартала;
- 50% годового размера субсидии в течение I полугодия. Напомним, что ранее предусматривалась возможность перечисления до 65% - в части субсидий, предоставляемых на оказание государственных услуг (выполнение работ), процесс оказания (выполнения) которых требует неравномерного финансового обеспечения в течение финансового года;
- 75% годового размера субсидии в течение девяти месяцев.
Платеж, завершающий выплату субсидии, в IV квартале должен перечисляться после предоставления в срок, установленный в государственном задании, федеральным бюджетным учреждением предварительного отчета о выполнении государственного задания в части предварительной оценки достижения плановых показателей годового объема оказания государственных услуг за соответствующий финансовый год, составленного по форме, аналогичной форме отчета о выполнении государственного задания, предусмотренной приложением 2 к Порядку N 640. В предварительном отчете указываются показатели по объему и качеству, запланированные к исполнению по завершении текущего финансового года (с учетом фактического выполнения указанных показателей на отчетную дату). Если показатели предварительной оценки достижения плановых показателей годового объема оказания государственных услуг, указанные в предварительном отчете, меньше показателей, установленных в государственном задании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то государственное задание подлежит уточнению в соответствии с указанными в предварительном отчете показателями.
Если показатели объема в отчете о выполнении государственного задания меньше показателей, установленных в государственном задании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет согласно бюджетному законодательству РФ в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанной государственной услуги (невыполненной работы).
В случае если учредителем устанавливаются требования о представлении предварительного отчета о выполнении государственного задания в части, касающейся работ, за соответствующий финансовый год, заполнение и оценка предварительного отчета осуществляются в порядке, определенном абз. 1 п. 46 Порядка N 640.
Напомним, что нарушение учредителем условий предоставления субсидий влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ч. 1 ст. 15.15.15 КоАП РФ). В свою очередь, нарушение бюджетным учреждением, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб., а на юридических лиц - от 2 до 12% суммы полученной субсидии.
Необходимо отметить, что требования, установленные п. 45 и 46 Порядка N 640, связанные с перечислением субсидии, не распространяются:
- на учреждение, оказание услуг (выполнение работ) которого зависит от сезонных условий, если органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, не установлено иное;
- на учреждение, находящееся в процессе реорганизации или ликвидации;
- на предоставление субсидии в части выплат в рамках указов Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- на учреждение, оказывающее государственные услуги (выполняющее работы), процесс оказания (выполнения) которых требует неравномерного финансового обеспечения в течение финансового года, если учредителем не установлено иное.
Отчет о выполнении государственного задания
Напомним, что отчет о выполнении государственного задания представляется в сроки, установленные государственным заданием, но не позднее 1 марта финансового года, следующего за отчетным.
Постановлением Правительства РФ N 1101 уточнено: если органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, предусмотрено представление отчета о выполнении государственного задания в части, касающейся показателей объема оказания государственных услуг (выполнения работ), на иную дату (ежемесячно, ежеквартально), показатели отчета формируются на отчетную дату нарастающим итогом с начала года.
При этом учредитель вправе установить плановые показатели достижения результатов на установленную им отчетную дату в процентах от годового объема оказания государственных услуг (выполнения работ) или в натуральных показателях как для государственного задания в целом, так и относительно его части (с учетом неравномерного процесса их оказания (выполнения).
Кроме того, Постановлением Правительства РФ N 1101 предусмотрено, что предварительный отчет о выполнении государственного задания и отчет о выполнении государственного задания, указанные в п. 46 и 47 Порядка N 640, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, формируются в системе "Электронный бюджет" в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений.
* * *
В заключение отметим, что Постановлением N 1101 также утверждены новые формы государственного задания и отчета о его выполнении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"