В организацию на работу принимается бывший госслужащий, чья профессия содержится в Перечне. Может ли организация трудоустроить его только после предъявления согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на замещение данной должности? Что делать в случае, если данный гражданин откажется предоставлять данное согласие, организация тем не менее заключит с ним трудовой договор, сообщит о его трудоустройстве по последнему месту его службы, а через некоторое время в организацию придет решение комиссии о том, что "замещение им на условиях трудового договора должности в организации нарушает требования статьи 12 ФЗ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"? Обязаны ли мы будем его уволить? Если да, то на каком основании? Повлечет ли данный факт трудоустройства бывшего госслужащего к привлечению организации к административной ответственности в соответствии со статьей 19.29 КоАП?
Будущий работник должен получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если он устраивается на работу в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, и если отдельные функции государственного управления будущим работодателем входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего.
Если со дня увольнения бывшего государственного служащего не прошло два года и комиссия не дала согласие на заключение трудового договора, то такой работник подлежит увольнению по п. 11 части 1 ст. 77 ТК РФ. Следует учесть, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Вопрос о наличии или отсутствии оснований для привлечения работодателя по ст. 19.29 КоАП РФ решает государственный инспектор исходя из материалов дела.
Правовое обоснование:
В силу ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 84 ТК РФ установлено, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях: заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о дисквалификации или ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, либо заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.
Частью 2 статьи 84 ТК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Согласно ст. 19.29 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности либо выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 000 до 50 000 рублей;
на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.