Планируем подать коллективную жалобу (от 3 чел.) на бывшего работодателя. Сфера деятельности - агентство по организации праздников (посредник между заказчиком и исполнителем). При устройстве на работу (должность - менеджер по продажам) оказалось, что все это время (около 5 лет) человек вел свою деятельность неофициально, даже юридического лица не было. Пообещал нам, что документы на открытие юридического лица уже готовятся, как только получит, трудоустроит нас официально. Юридическое лицо открыл только спустя месяц, ни о каком трудоустройстве речи и не заходило. При первом собеседовании мы договорились на следующих условиях оплаты: менеджер получал 20% от маржинальной суммы от каждого проведенного праздника. Выплаты должны проводиться в первых числах следующего месяца за расчетным. График работы - 5/2, с 9.00 до 18.00. Также на собеседовании этот работодатель сказал, что у него есть готовая и обширная база исполнителей (аниматоров), заверил в их компетенции, а также, что все предлагаемые услуги он в состоянии выполнить. Работодатель сказал, что планирует расширять свой бизнес, привлекать новых клиентов путем запуска в работу полноценного сайта агентства с маркетинговым продвижением. Были озвучены сроки готовности сайта - 2 недели. В итоге сайт был запущен только в августе. С входящим потоком потенциальных заказчиков, рассчитанным на загрузку двух менеджеров, по факту справился бы и 1 человек. В обязанности менеджера по продажам входил прием входящих звонков и заявок от потенциального заказчика, выявление потребностей, договоренность, продажа сопутствующих услуг, информирование о возможных изменениях, если менеджер договорился на проведение праздника. Всю необходимую информацию по празднику и заказчику менеджер заносил в специальную базу (CRM-систему) и передавал администратору. Подбором исполнителей на праздник занимался администратор. Звонки и заявки от потенциальных заказчиков поступали посредством того, что работодатель разместил в сети Интернет лендинговые страницы с указанием и описанием списка услуг и примерной стоимости. На каждый город Московской области приходилась своя лендинговая страница, с указанием того, что агентство и исполнители находятся именно в данном городе. По факту офис (незаконно взятый в аренду в здании, находящимся в аварийном состоянии, и за 2 недели до того, как мы начали работать) находился в Москве, на Цветном бульваре. В начале коллектив был следующим: работодатель, администратор, 2 менеджера по продажам. Через неделю, после того, как мы начали работать менеджером, работодатель нанял менеджера по подбору исполнителей (чтобы разгрузить работу администратора, т.к. в его обязанности входило расширение партнерских связей). Менеджер по подбору исполнителей проработала около двух недель и была уволена за некомпитенцию (как нам было озвучено). Как позже мы узнали, ей ничего не выплатили, хотя были заказы, реализованные благодаря ей. Еще чуть позже был нанят менеджер выходного дня (по будням с 18.00 до 22.00 и по выходным с 9.00 до 22.00), этого менеджера уволили примерно через 2 недели - месяц, также не выплатив ни рубля. Работодатель принимал активное участие в росте и развитии коллектива. За время моей работы, в офисе он появлялся 4 раза. Основная часть общения с ним проходила через социальную сеть ВКонтакте или мессенджер WhatsApp. По хронотипу работодателя можно отнести к "совам", поэтому задавать одни и те же вопросы он начинал обычно в 13.00 и заканчивал давать указания уже глубоко за полночь (вопрос в 4 часа ночи: "Сколько было за день входящих звонков?" - это абсолютно нормально). Задаваемые вопросы каждый день были одинаковыми - как правило, обычный дневной отчет, который можно самостоятельно посмотреть в специально для этого созданной базе. Из-за несоответствия личного графика работодателя и графика работы его агентства, мы не могли решать возникшие в ходе работы вопросы или проблемы (например, вернуть заказчику аванс за невыполненный заказ). Никакой базы исполнителей, конечно же не было, поэтому пришлось администратору с "нуля" собирать эту базу. А собиралась она следующим образом. В социальной сети Вконтакте был создан общий чат, куда были добавлены люди, которые заявляли, что оказывают необходимые нам услуги. Из-за того, что с большей частью этих людей и их профессионализмом мы не были знакомы, было испорчено большое количество заказов и день рождений детей (основное направление агентства - организация детских праздников). Никаких договоров возмездного оказания услуг с заказчиками работодатель не заключал. Работодатель настаивал, чтобы менеджеры брали авансовый платеж с заказчика. При согласии заказчик переводил необходимую сумму на банковскую карточку (Сбербанк) работодателя. Менеджерам был дан указ говорить потенциальному заказчику о том, что агентство и Исполнители находятся именно в том городе, куда звонит заказчик. А также уверять заказчика, что будут выполнены все его потребности к празднику и Исполнителю (даже несмотря на ранее испорченные заказы). Бывали разные случаи: Исполнитель опаздывал от 1 час до 6 часов и не предупреждал, вместо оговоренного с менеджером персонажа, Исполнитель мог вообще не приехать, мог приехать некомпетентный Исполнитель и проч. За невыполненные заказы работодатель деньги аванс возвращал с большой неохотой, некоторым заказчикам он до сих пор не вернул деньги. Также работодатель велел написать каждому сотруднику положительные отзывы об агентстве от лица заказчика на соответствующих сайтах-отзовиках. Период работы в данной компании (двух менеджеров по продажам) с 14.06.2017 по 26.08.2017. Заработную плату менеджеры получили за вторую половину июня (30 000 руб. на двоих). За июль работодатель должен был выплатить 2 менеджерам общую сумму 70 000 руб. Но только 15.08.2017 Работодатель выплатил 10 000 руб. на 2-х менеджеров. Остальную сумму обещал выплатить в течение недели. Но этого так и не произошло. В августе (особенно во второй половине) я и второй менеджер перестали обрабатывать часть входящих заявок, т.к. у нас появились подозрения, что с нами вообще не расплатятся, а также, из-за плохо налаженного процесса подбора Исполнителей, предполагали, что заказ с большой вероятностью будет плохо исполнен. По этим же причинам мы перестали брать предоплату с заказчиков. В связи с тем, что работодатель не выплачивал менеджерам заработную плату с июля месяца, мы были вынуждены выполнить 3 заказа на проведение праздника не через агентство, присвоив всю выручку от заказа (а не положенные 20%) Общая сумма недостачи агентства составила 15 000 руб. Также мы планировали увольняться, забрать заработанные деньги за июль и август за вычетом вышеописанных 15 000 руб. и разойтись по-хорошему. После того, как работодатель узнал о том, что менеджеры тоже люди и хотят есть, и о тех 15 000 руб., которых он лишился, он нас уволил. О том, что мы уволены, мы узнали от администратора. Пытались с работодателем договориться и мирно решить вопрос с невыплаченной заработной платой, но работодатель занял другую позицию - он жертва, и ничего никому выплачивать не будет. Также мне стало известно, что администратор тоже бы уволен без выплаты заработной платы. Хотим обратиться в Роспотребнадзор, Роструд, налоговую инспекцию. В какие инстанции еще можно обратиться?
За защитой своих прав в области трудового законодательства Вы вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), в прокуратуру, в комиссию по трудовым спорам (при наличии), а также в суд.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ).
Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя (ст. 28 ГПК РФ).
Иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца (ч. 6.3 ст. 29 ГПК РФ).
Иски, вытекающие из договоров, в том числе трудовых, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора (ч. 9 ст. 29 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.