Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства: изменения в законодательстве России
Е.В. Олейник,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского права
Санкт-Петербургского института (филиала)
Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России)
Журнал "Законы России: опыт, анализ, практика", N 10, октябрь 2017 г., с. 28-31.
7 февраля 2008 г. Указом Президента РФ N Пр-212*(1) заложены правовые основы развития информационного общества*(2). Поручением Президента РФ от 13 октября 2011 г. N Пр-3081*(3) обозначены основные направления реформирования жилищно-коммунальной сферы.
В 2014 г. была утверждена государственная программа РФ "Информационное общество (2011-2020 годы)"*(4), которая закрепила тенденции развития информационного государства. Одним из подпунктов программы является создание и внедрение современных информационных технологий в сфере государственного управления (подпрограмма 4, п. 4.3), в том числе и в сфере ЖКХ путем создания и развития государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства*(5).
В результате реализации вышеуказанных источников права приняты нормативные правовые акты в жилищно-коммунальной сфере.
Важным является Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"*(6) (далее - ФЗ N 209), в котором определены: основные понятия, принципы и порядок создания государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), предъявляемые к ней требования, полномочия Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области создания, модернизации и эксплуатации ГИС ЖКХ на территории России. Цель принятия данного Закона - это создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций открытой, прозрачной и общедоступной, полной информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.
Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ N 209 под ГИС ЖКХ понимается единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Поставщики информации - субъекты, размещающие информацию в ГИС ЖКХ - это органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, в том числе лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны размещать информацию в системе в соответствии с ФЗ N 209 (п. 2 ст. 2 ФЗ N 209).
Пользователи информации - это органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, советы многоквартирных домов, использующие информацию, размещенную в ГИС ЖКХ (п. 3 ст. 2 ФЗ N 209).
ФЗ N 209 указывает на обязанность поставщиков информации размещения соответствующих сведений в ГИС ЖКХ, однако состав, сроки и периодичность размещения информации в системе определены в совместном приказе Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 г.*(7)
С принятием ФЗ N 209 внесены изменения в другие нормативные правовые акты: в ст. 13.19.2 КоАП РФ закреплена административная ответственность за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ; в ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) внесен порядок использования информационной системы при заочном голосовании Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме; в ч. 2 ст. 155 ЖК внесены изменения относительно оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием ГИС и др.
Изменения, внесенные в ст. 13.19.2 КоАП РФ, расширили круг лиц, которые несут ответственность за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ. К ним теперь относятся: физическое лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом; должностное лицо органа местного самоуправления; физическое лицо - администратор общего собрания; юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги; юридическое лицо, которое управляет многоквартирным домом (ТСЖ, управляющие компании, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие домом без заключения договора управления); иное юридическое лицо*(8).
Кроме Закона N 209 вопросы о создании, эксплуатации ГИС ЖКХ регулируются Конституцией РФ (например, ст.ст. 23, 24, 29), ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"*(9) (ст.ст. 7, 8, 9), ЖК РФ, другими федеральными законами, например, ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"*(10) (ст.ст. 5, 6, 7) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, например, постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами"*(11); приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 23 марта 2015 г. N 86/201/пр "Об утверждении порядка хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"*(12); приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 24 августа 2015 г. N 311/612/пр "Об утверждении состава, порядка, способов, сроков и периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(13) и др. Выполнение возложенных функций и задач по развитию информационного государства в жилищно-коммунальной сфере возложено на Министерство регионального развития РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой), органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления*(14). Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) совместно с Минстроем России координируют создание, эксплуатацию и модернизацию ГИС ЖКХ.
В системе Интернет ГИС ЖКХ размещена по адресу: https://dom.gosuslugi.ru. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ в письме от 26 марта 2015 г. N МЕ-П25-4860 "О необходимости регистрации в ГИС ЖКХ" обязывает в срок до 1 мая 2015 г. организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора, зарегистрироваться в ГИС ЖКХ (в настоящее время этот срок изменен).
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 469-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(15) внес существенные изменения в действующее законодательство РФ, регулирующее вопросы ГИС ЖКХ, в частности, в ЖК РФ, в ФЗ от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", в ФЗ от 3 июля 2016 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"*(16) и др. Изменения касаются, в частности, следующих вопросов:
изменение сроков предоставления информации в ГИС ЖКХ лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, а также лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг - с 1 июля 2017 г., а в городах федерального значения - с 1 июля 2019 г.;
сроки наступления административной ответственности для поставщиков информации за неразмещение или размещение не в полном объеме информации в ГИС ЖКХ (с 1 января 2018 г., а в городах федерального значения - с 1 июля 2019 г.);
органы госжилнадзора*(17) наделены полномочиями по проверке региональных нормативов потребления коммунальных услуг, в частности, требований к составу нормативов, размеру нормативов, его обоснованности, методов и условий установления нормативов и др.;
изменен срок, с начала течения которого платежный документ считается не представленным потребителю жилищно-коммунальных услуг, в случае если информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем, не размещена в ГИС ЖКХ или размещенная информация не соответствует платежному документу на бумажном носителе, на 1 января 2018 г., на 1 января 2020 г. (в городах федерального значения);
с 1 января 2018 г., с 1 июля 2019 г. (в городах федерального значения) лицензионным требованием в соответствии со ст. 193 ЖК РФ будет являться соблюдение ч. 101 ст. 161 ЖК РФ о размещении информации о деятельности управляющей организации в ГИС ЖКХ и др. В письме Минстроя России от 13 января 2017 г. N 570-АЧ/04 "Об изменениях законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"*(18) обобщены указанные изменения.
На апрель 2016 г. в ГИС ЖКХ зарегистрировано более 57 тысяч организаций сферы ЖКХ и органов власти*(19). В настоящее время в России современные информационные технологии используются и в жилищно-хозяйственной сфере, например: сбор, обработка, хранение информации о жилищном фонде, о стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах; контроль за деятельностью управляющих организаций; контроль за нормативами; ведение реестра поставщиков коммунальных услуг, услуг по содержанию и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов; задолженности о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и многие другие вопросы.
"...Работы по созданию системы шли параллельно по трем направлениям: формирование нормативной правовой базы, разработка программного обеспечения, проведение организационных мероприятий по внедрению ГИС ЖКХ в субъектах РФ. Было принято два федеральных закона и 15 совместных приказов Минкомсвязи и Минстроя. Таким образом, подзаконная база для ГИС ЖКХ полностью сформирована..."*(20).
Проанализировав действующее законодательство РФ, можно сделать следующие выводы. ГИС ЖКХ предоставит широкие возможности для осуществления взаимодействия между субъектами права в сфере ЖКХ, в частности, посредством данной системы можно будет получать платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг, вносить соответствующую плату, проводить общие собрания собственников жилья, собрания членов ТСЖ, услуги по содержанию общего имущества, заключать договоры по предоставлению коммунальных услуг и др., но если в ГИС отсутствует информация о начислениях за жилищно-коммунальные услуги, то граждане имеют законное право не оплачивать их до появления в системе соответствующей информации. Кроме этого в законодательстве предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ, например, за нарушение порядка, сроков и способов размещения информации, за размещение информации не в полном объеме или за неразмещение информации соответствующими лицами.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы информационного права: учебник / кол. авт.; под ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапиной. М.: Юстиция, 2016.
2. Ганижев А.Я., Копеева Ю.В. Как оспорить штраф за нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ст. 13.19.2 КоАП РФ) // ЮСС "Система Юрист": http://budget.1jur.ru/#/document/165/3150/dfas6yicgb/?of=copy-e7210ef7a1.
3. Долинская В.В. Информационные отношения в гражданском обороте // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 4.
4. Евраев М.Я. ГИС ЖКХ - Старт системы // https://energy.s-kon.ru/m-ya-evraev-gis-zhkh/.
5. Рассолов И.М. Информационное право: учебник и практикум для бакалавров и магистров. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212 // Российская газета. 2008. 16 февр. (утр. силу).
*(2) Понятие "информационное общество" раскрыто многими авторами, например, см. подробнее: Долинская В.В. Информационные отношения в гражданском обороте // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 4; Рассолов И.М. Информационное право: учебник и практикум для бакалавров и магистров. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013; Актуальные проблемы информационного права: учебник / кол. авт.; под ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапиной. М.: Юстиция, 2016 и др.
*(3) http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/13063.
*(4) Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" // СЗ РФ. 2014. N 18 (ч. II). Ст. 2159.
*(5) "...ГИС ЖКХ должна стать информационной системой нового поколения, позволяющей обеспечить полноту, достоверность и актуальность информации о состоянии дел в жилищно-коммунальной сфере..." // Пояснительная записка "К проекту федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
*(6) СЗ РФ. 2014. N 30. Ст. 4210.
*(7) Приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 г. "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" // http://www.pravo.gov.ru, 02.06.2016.
*(8) См.: Ганижев А.Я., Копеева Ю.В. Как оспорить штраф за нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ст. 13.19.2 КоАП РФ) // ЮСС "Система Юрист": http://budget.1jur.ru/ff/document/165/3150/dfas6yicgb/?of=copy-e7210ef7a1 .
*(9) СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
*(10) СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3451. См. также, например: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.
*(11) СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 5064.
*(12) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. N 37.
*(13) http://www.pravo.gov.ru, 24.12.2015.
*(14) См. также: Пояснительная записка "К проекту федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
*(15) СЗ РФ. 2017. N 1 (ч. I). Ст. 10.
*(16) СЗ РФ. 2016. N 27. Ст. 4200.
*(17) См. подробнее: Статья 20 ЖК РФ "Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль".
*(18) Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2017. N 2.
*(19) См. подробнее: Евраев М.Я. ГИС ЖКХ - Старт системы // https://energy.s-kon.ru/m-ya-evraev-gis-zhkh/.
*(20) См.: Там же.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Олейник Е.В. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства: изменения в законодательстве России
Oleynik E.V. State Information System of Housing and Communal Services: Changes in the Legislation of the Russian Federation
Е.В. Олейник - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
Oleynik E.V. - Candidate of Laws, Associate Professor of the Civil Law Department of (Spb institute (branch) VGUJ (RPA Justice Russia)
В статье проводится анализ нормативных правовых актов, раскрывающих специфику функционирования государственной информационной системы в жилищно-коммунальной сфере, принятых с целью развития информационного общества в Российской Федерации. Автор рассматривает тенденции развития правовой базы, включая последние изменения в действующее законодательство по данному вопросу.
The article analyses the normative-legal acts, revealing the specifics of functioning of state information system housing-municipal sphere adopted for the development of the information society in the Russian Federation. The author considers tendencies of development of the legal framework, including recent changes in the legislation on this issue.)
Ключевые слова: контроль; жилищное право; государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства.
Keywords: control; housing law; state information system of housing and communal services.
Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства: изменения в законодательстве России
Автор
Е.В. Олейник - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2017, N 10