Сделки с участием нотариуса: что изменится с 2018 года
А.В. Макаров,
юрист по налоговому праву
Журнал "БУХ.1С", N 11, ноябрь 2017 г.
С 1 января 2018 года вступает в силу новый регламент совершения нотариусами нотариальных действий. В документе явно прописано, что нотариус не вправе требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме. Источником получения необходимых сведений могут быть государственные реестры и регистры, федеральные информационные ресурсы, а также единая информационная система нотариата. Так, при проверке действительности доверенности представителей организаций и предпринимателей не нужно будет предоставлять дополнительные документы и подтверждения. Установлен исчерпывающий перечень информации, необходимой для удостоверения договоров. А.В. Макаров, юрист по налоговому праву, комментирует новшества.
Минюст России приказом от 30.08.2017 N 156 (далее - Приказ) утвердил новый регламент совершения нотариальных действий (далее - Регламент). Документ устанавливает объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, а также ограничивает право нотариусов на истребование с заявителей документов и информации.
Изменения касаются, в том числе, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) и вступают в силу уже с 01.01.2018.
Меньше справок, выписок и прочих документов
Новый регламент устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые нужны для удостоверения сделок и иных действий. Нотариусы будут не вправе требовать с заявителей документы, которые прямо не поименованы в регламенте. При этом большинство необходимых для совершения нотариальных действий сведений нотариусы станут получать самостоятельно.
По новым правилам основными источниками информации будут не сами заявители, а государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, а также единая информационная система нотариата.
Запросить с юрлица или ИП какие-либо сведения нотариус сможет в случаях отсутствия данной информации в государственных реестрах и информационной системе нотариата. Причем, если данные сведения в регламенте не указаны, истребовать их нотариус будет не вправе. Регламент четко устанавливает, что нотариус не должен требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.
Так, правоспособность российского юридического лица, его адрес и наименование будет устанавливаться на основании информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Отсюда же будет запрашиваться информация о правомочиях органов юрлиц.
Правоспособность иностранного юридического лица устанавливается на основании информации, содержащейся в выписке из реестра юридических лиц соответствующей страны.
Специальная правоспособность юридического лица при удостоверении сделок, предмет которых связан с лицензируемыми видами деятельности, будет устанавливаться на основании соответствующей лицензии или свидетельств саморегулируемых организаций о допуске к определенным видам деятельности.
Риски, связанные с банкротством участников сделки, нотариус также проверит самостоятельно. Наличие или отсутствие производства по делу о банкротстве в отношении заявителя будет проверяться по Единому федеральному реестру сведений о банкротстве.
Полномочия представителей юридических лиц и ИП
Новый регламент устанавливает общие и понятные требования к проверке полномочий лиц, выступающих представителями организаций и индивидуальных предпринимателей.
По общему правилу полномочия представителей юрлиц и ИП нотариус устанавливает на основании доверенности, договора, если это следует из его содержания, или решения собрания участников организации. При этом нотариус должен будет убедиться в действительности доверенности представителя. Но теперь для этого заявителю не придется предоставлять дополнительные документы и подтверждения. Всю информацию нотариус получит самостоятельно.
По новым правилам он обязан проверять возможную отмену доверенности на основании:
- данных, содержащихся в единой информационной системе нотариата,
- материалов официальных изданий, в которых публикуются сведения о банкротстве.
При удостоверении доверенности информацию о представителе, имуществе, указанном в доверенности, полномочиях и сроках действия доверенности нотариус устанавливает со слов заявителя.
При удостоверении же безотзывной доверенности информация об осуществлении доверителем предпринимательской деятельности устанавливается нотариусом на основании сведений в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и ЕГРЮЛ.
Коротко. 1.- С 01.01.2018 нотариусы в своей работе будут руководствоваться новым регламентом.
2. - Регламент устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые нужны для удостоверения сделок и иных действий.
3. - Нотариусы не смогут требовать предоставления сведений и документов, не указанных в регламенте, а также информации, которую они могут получить самостоятельно в госреестрах и информационной системе нотариата.
4. - Для проверки действительности доверенности представителя организации или ИП нотариус не будет требовать представления дополнительных документов. Нотариус самостоятельно проверит возможную отмену доверенности на основании данных единой информационной системы нотариата и информации СМИ, публикующих сведения о банкротствах.
5. - Для удостоверения сделок нужно будет предоставить нотариусу лишь сам договор. Все сведения о принадлежности имущества и основаниях для регистрации прав нотариус получает самостоятельно по данным Единого государственного реестра недвижимости.
6. - В ряде случаев нотариус обязан будет проверить принадлежность организации к субъектам экстремистской деятельности. Эти данные он также будет запрашивать самостоятельно через личный кабинет на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Проверка сведений об объектах сделок
Исчерпывающий объем информации, необходимой для удостоверения договоров, и порядок ее фиксирования, приведен в Разделе 7 Регламента. Иную информацию нотариус требовать не вправе. При этом перечень сведений, запрашиваемых от заявителей по сделкам, также ограничен.
Для удостоверения сделок заявителям необходимо будет предоставить нотариусу лишь сам договор и необходимые пояснения по нему. Лично и непосредственно со слов заявителей нотариус запрашивает информацию об условиях и цене сделки, юридически значимых сообщениях, о понимании участниками сделки ее правовых последствий.
Все сведения о принадлежности имущества и основаниях для регистрации прав нотариус получает самостоятельно по данным Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Также из ЕГРН нотариус будет получать следующую информацию:
- о кадастровом номере объекта недвижимости, его описании, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости;
- сведения о существующих правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении объекта недвижимости;
- о правах третьих лиц в отношении объекта недвижимого имущества.
Документы, подтверждающие принадлежность имущества, его характеристики, наличие обременений и прав третьих лиц, нотариус вправе запрашивать только при отсутствии таких сведений в ЕГРН. Как правило, это касается прав на имущество, возникших до 31.01.1998.
Информацию о залоге движимого имущества, права на которое не подлежат регистрации, нотариус устанавливает на основании сведений реестра уведомлений о залоге движимого имущества единой информационной системы нотариата (ЕИС) и заверений об обстоятельствах соответствующей стороны договора.
Удостоверение договоров об отчуждении или залоге доли в уставном капитале ООО
Новые правила определяют источники получения информации при удостоверении договоров об отчуждении или залоге доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью.
Так, нотариус узнает:
- о полномочиях лиц на распоряжение долей в уставном капитале нотариус - из ЕГРЮЛ;
- об оплате отчуждаемой доли - из списка участников и документов, подтверждающих оплату доли;
- о наличии дополнительных требований к порядку отчуждения или залога доли - из устава общества.
Кроме того, в ряде случаев нотариус обязан будет проверить принадлежность организации к субъектам экстремистской деятельности. Эти данные нотариус также будет запрашивать самостоятельно через личный кабинет на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (www.fedsfm.ru).
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 06.09.2017 (N 48092), опубликован 07.09.2017 на официальном интернет-портале правовой информации - см. http://www.pravo.gov.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667