В организации, в которой я в данный момент работаю, Положениями (об оплате труда и стимулировании труда работников, об индивидуальной оценке работников) установлены индивидуальные оценки работников. Данные положения применяться для целей расчета премии по результатам производственной деятельности за год, ежегодного пересмотра размера заработной плат работников, установления планового размера надбавки за профессиональное мастерство. Согласно данных положений, при проведении индивидуальной оценки рассматривается соответствие работника одному из пяти уровней эффективности. При этом при проведении оценки должны соблюдаться следующее условие: количество работников, которым по результатам присвоен высший рейтинг, не может превышать 10% от общего числа оцениваемых работников. Согласно статьи 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Не носит ли ограничение при выставлении индивидуальных оценок (установленное в организации) дискриминационный характер? Для примера: количество работников, попадающих под критерий "высший" составляет 12% от общего числа работников, соответственно, если руководствоваться данным положением, то 2% работников не смогут получить высший рейтинг (предположительно по каким-нибудь "основаниям", не связанным с трудовой деятельностью).
Установление системы оплаты труда и стимулирования относится к компетенции работодателя.
Без ознакомления с положениями об оплате труда и стимулировании работников и без ознакомления со спецификой деятельности работодателя, не представляется возможным точно ответить на Ваш вопрос.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.