ПФХД бюджетного учреждения на текущий год утвержден в марте текущего года. Вправе ли учреждение расходовать средства субсидии на выполнение государственного или муниципального задания (далее - госзадание), а также внебюджетные доходы в тот период текущего года, когда план ФХД еще не был утвержден - в январе и феврале?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института экономики города
(Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 11, ноябрь, 2017 г., с. 31-33.
В соответствии с требованиями, установленными Минфином, план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) бюджетного учреждения утверждается руководителем учреждения, если иное не определено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), в порядке, установленном указанным органом*(1). В данных требованиях не содержится каких-либо положений о конкретных сроках утверждения ПФХД, однако такие сроки могут быть названы в порядке составления и утверждения ПФХД, принятом учредителем.
Например, Минобрнауки в отношении федеральных государственных научных и образовательных учреждений, находящихся в ведении Правительства РФ, установило, что ПФХД должен быть утвержден руководителем БУ после принятия федерального закона о федеральном бюджете не позднее одного месяца после официального опубликования такого закона*(2). Аналогичная норма действует в отношении муниципальных учреждений г. Калининграда - ПФХД утверждается руководителем БУ в срок не более одного месяца после официального опубликования решения о бюджете городского округа Калининграда на очередной финансовый год и плановый период*(3).
Вместе с тем на практике может быть, что учредитель не прописал в порядке составления и утверждения ПФХД конкретные сроки утверждения плана. Например, такую ситуацию мы видим в отношении госучреждений, подведомственных министерству молодежной политики, физкультуры и спорта Рязанской области, - здесь только указано, что ПФХД бюджетного учреждения утверждается его руководителем*(4).
В то же самое время никакими нормативными правовыми актами федерального уровня отсутствие утвержденного ПФХД не предусматривается в качестве обстоятельства, исключающего возможность расходования БУ денежных средств через лицевые счета, а также в качестве обстоятельства, влекущего какую-либо правовую ответственность. Бюджетное учреждение не может являться и субъектом бюджетной ответственности, поскольку не входит в состав участников бюджетного процесса, который определен бюджетным законодательством*(5). При этом никакие федеральные законы, в том числе УК РФ, КоАП РФ, не рассматривают расходование БУ денежных средств и осуществление кассовых выплат без утвержденного ПФХД как признаки преступления или административного правонарушения. Однако следует учитывать, что административная ответственность за указанные действия может устанавливаться законами отдельных субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ). Поэтому в любом случае самым простым решением в данной ситуации является утверждение ПФХД задним числом - такое в практике происходит нередко.
Кроме того, следует помнить, что отсутствие у БУ утвержденного ПФХД может квалифицироваться как нарушение требований федерального законодательства об обеспечении государственными и муниципальным учреждениями открытости и доступности ряда своих документов, к которым относится и ПФХД*(6).
1 ноября 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 22 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования к ПФХД).
*(2) Пункт 14 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Правительства РФ, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 07.09.2016 N 1153.
*(3) Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного (муниципального автономного) учреждения, утв. Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 19.12.2016 N 1938.
*(4) Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений Рязанской области, подведомственных министерству молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области, утв. Постановлением минспорта Рязанской области от 23.01.2017 N 2.
*(5) Статьи 6 (в части определения понятия "получатель бюджетных средств"), 152 БК РФ.
*(6) Пункт 6 ч. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об НКО).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"